Внеклассное мероприятие "Информационная культура и безопасность."
план-конспект занятия (7 класс)
Предложенный материал может использоваться в рамках внеурочной деятельности.
Цель: Формирование представления о правовых нормах и нормах безопасности при информационной деятельности человека, формирование компитенций в информационной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационная культура и безопасность | 70.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
«Информационная культура и безопасность».
- Добрый день!
Жизнь стремительно уходит в онлайн. Существенную часть своей жизни вы, подростки, проводите в интернете, а значит без базовых знаний в области кибербезопасности не обойтись. Чем раньше начать прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой, тем прочнее они усвоятся у вас.
- Как вы думаете ребята, о чем мы сегодня на занятии будем говорить?
(спросить 2-3 человек)
- Верно, сегодня тема нашего занятия Информационная культура и безопасность.
В настоящее время ежедневно возрастают объемы информационных
потоков, появляются различные точки зрения на одно и то же событие.
Современный человек менее чем за месяц получает и обрабатывает столько же
информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь. Однако, по оценкам
специалистов, доля полезной информации сегодня составляет менее 35% от всей полученной.
Как вы думаете это много или мало?
Значит остальная информация какая? (ложная)
- Я предлагаю рассмотреть небольшой кейс с разным видом информацией. И давайте научимся определять фейковую информацию от достоверной.
- А что такое фейк?
(Ответы детей)
На экране представлены несколько новостей.
- Задача каждой группы: проанализировать и оценить новости, а также ответить на вопрос - Какие это новости с точки зрения качества информации: фейковые или достоверные?
(Разбор новостей в призентации)
-Ребята, а что вам поможет отличить фейковую новость от достоверной?
Примерные ответы: знания полученные ранее, сопоставляем факты, события, даты, проверяем информацию в интернете, критическое мышление- не всему надо верить, не быть доверчивым.
- Давайте подведем итог, когда мы читаем новости в сети интернет нам надо обратить внимание на следующие: на автора публикации, изучить сайт, сопоставлять факты, даты, обращать внимание на фото.
- как много может быть ошибок в информации?!
-Я бы хотела вам сказать, что информационная безопасность – это как раз один из способов умения определять фейковую информацию от достоверной.
-Предлагаю вам сконструировать понятие информационная безопасность из тегов представленных на экране.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ- это деятельность, направленная на предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации.
-Давайте проверим что получилось
- А как вы считаете, как давно люди стали защищать информацию?
А нужно ли вообще защищать информацию?
Звучат предположения детей.
Есть свидетельства, что первые попытки защиты и информации предпринимались более 2-х тысяч лет назад в 50-ом году до н.э. в Древнем Риме был создан шифр Цезаря. Он был предназначен для предотвращения чтения секретных сообщений теми, кому они были не предназначены. Это один из самых простых и наиболее распространенных методов шифрования.
Предлагаю с помощью шифра Цезаря зашифровать послание друг другу.
Шифр Цезаря:
В шифре каждая буква алфавита циклически сдвигается на определенное число позиций. Сам Цезарь использовал сдвиг на три позиции.
- Вам понятен метод шифрования?
-А теперь, как я уже сказала, давайте тоже зашифруем послания друг другу.
- На ваших столах лежат файлы, открывайте их. В них вы увидете шифр Цезаря со сдвигом на 3 позиции, послания для обеих команд и чистый лист. Вы зашифровывайте эти послания на чистом листе, затем обмениваетесь между командами и начнем расшифровывать.
- Дайте зачитаем полученные послания!
Оставайся позитивным.- 1 команда
Оставайся любознательным».- 2 команда
- Молодцы, обе команды справились на отлично. Вы усвоили данный метод.
-А теперь, мы с вами готовы идти дальше и рассуждать об угрозах и опасностях, которые могут подстерегать в интернете.
-Предлагаю вам сыграть в игру «Опасность и безопасность»
У каждой группы на столах лежат стикеры разных цветов. На экране вопросы, на которые группа должна кратко ответить. Для первой команды вопрос следующий: какие угрозы можно встретиться в сети интернет. Для второй команды : культура пользования в сети интернет или по- другому безопасное поведение в сети интерент.
Каждая команда разбивается на подгруппы по 2 человека, т.е получается три минигруппы в каждой команде. И каждой подгруппе даю задание выбрать из предложенного материала 3 угрозы или три правила поведения в интернете, записать их на стикарах по одной штуке, их рассмотреть и дать устное пояснение что они означают. Должно получится 9 угроз и 9 правил. Время минута
Угрозы, которые можно встретить в сети интернет.
- Азартные платные игры.- игры вызывают зависимость. Люди,
не могут остановиться и тратят всё больше и больше денег ради призрачного шанса обогатиться
- Заражение вредоносными программами и вирусами.
- Кибербуллинг- травля в интернете, в соц. сетях, в комментариях, в сообщениях. Сообщением, постом, фотографией, видео, даже хэштегом.
- Мошенничество.
Мошенников в Интернете очень много. Много схем обмана тоже много. Приходят Сообщения в социальных сетях о выигрыше в лотерее или специальном розыгрыше, но цель одна
- Недостоверная информация (фейк)
- Пропаганда наркотиков- Реклама не всегда бывает явной. , чаще скрытая.
В России запрещена пропаганда наркомании в любой форме. Создаются группы специальные, в них уже скрытым зашифрованным текстом происходит распространение ..
- Кража персональных данных- фишинг кража персональных данных ( паролей логинов, паспортные данные ) это очень серьезно?
- Вовлечение в преступную деятельность- различные группировки экстримистской направленности., секты, культы… происходит вербовка.
- Общение под ником с незнакомцами- этот незнакомец может быть недоброжилателем и иметь плохую цель
Правильное поведение в сети интернет.(памятка)
- Обеспечить защиту устройства( установить антивирусные программы)
- Не оскорблять! Не грубить! Быть вежливым!
- Придумать безопасные пароли и держать их в секрете
- Не ходить по незнакомым сайтам и ссылкам.
- Не распространять свои персональные данные в сети
- Посещать сайты, соответствующие моему возрасту
- Не публиковать сведения о другом человеке без его согласия
- Избегать виртуальной агрессии и преследования
- Не доверять незнакомым людям в сети
- Не рассказывать о себе незнакомцам
-Можно конечно очень долго говорить об угрозах в сети, самые распространенные мы обсудили
Итак, на сегоднешнем занятии мы славно поработали. Обе команды были активными, высказывали свое мнение.
А Что вы открыли нового для себя? Что подчеркнули для себя
-Что понравилось больше всего?
-Какие выводы мы сможем сделать?
Ребята, подводя итог, я хочу сказать следующее:
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения или общения с людьми. Но как и реальный мир- Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство и др. малоприятные явления.
И для безопасного поведения и общения в сети интернет, я вам подготовила памятку. Ознакомьтесь с ней и старайтесь соблюдать в ее рекомендации.
Всем большое спасибо, с вами было приятно работать, Вы очень активно проявили себя. У меня все!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.
Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...
Внеклассное мероприятие по физической культуре игра "Слабое звено."
Внеклассное мероприятие по физической культуре.Игра "Слабое звено"Петрова Светлана Валерьевна , учитель физической культурыМероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здо...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Презентация к внеклассному мероприятию "Культура здоровья"
Презентация к внеклассному мероприятию по биологии "Культура здоровья" (для 7 класса)....
Внеклассное мероприятие "Культура пить чай"
Презентация к внеклассному мероприятию...
Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник" в рамках фестиваля "Культура - свет души, слава разума и красота жизни", посвященного Году культуры.
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи:- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;- изучить жизнь и деятельность вы...
Внеклассное мероприятие: "Культура общения".
Внеклассное меропритие: "Культура общения" для 5-6 классов с целью сохранения естественности в общении людей....