Формирование функциональной грамотности на уроках географии
статья по географии

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках географии.

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.

Развитие функциональной грамотности на уроках географии и биологии поставлено через технологию развития критического мышления (ТРКМ). В основе развития критического мышления лежат три последовательных  стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока,  от учебных возможностей класса. Мной используются следующие приемы:

  • Кластер.
  • Эссэ.
  • Таблицы вопросов.
  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
  • «Инсерт».
  • Задания на соответствие.
  • Творческие задания.
  • Дискуссии.
  • Фишбоун
  • Дерево предсказаний
  • Верные –неверные утверждения
  • Корзина идей
  • ЗХУ
  • Денотатный граф
  • РАФТ и др

Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.

Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и  легче адаптируется в жизни.  

Результаты работы:

У учащихся заметно повысился интерес к моим предметам;

Учатся вырабатывать собственное мнение, осмысливая информацию;

Научились делать выводы , логически мыслить;

Вырос интерес к творческим заданиям и заданиям с повышенной трудностью;

Повысилась культура общения.

Повысился процент качества знаний. Даже слабые дети включаются с интересом в работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными....

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Формирование функциональной грамотности на уроках географии...