Доклад "Культура речи" (Разговор с родителями)
статья на тему

Данный материал содержит информацию о речевой культуре для разговора с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx163.19 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи. Читательская культура.

(Беседа с родителями).

Автор: Трушкина Елена Алексеевна

учитель русского языка

и литературы МБОУ

 « Криушинская СОШ»

Вознесенского района

Нижегородской области

В последнее время стало очень заметно, что культура речи нашего общества низка. В связи с этим воспитание культуры языка в школе становится задачей государственной значимости. Речь – это показатель мировоззрения человека, его убеждений, уровня культуры в целом, его воспитанности и образования. Через культуру речи отражается духовное богатство человека, его отношение к другим людям.

Как выглядит речевое поведение наших школьников?

В целом наши дети говорят плохо. Речь бедна, суха, невыразительна, часто неточная. Язык сочинений, изложений, творческих работ содержит много речевой бессмыслицы. Это на уроках. Вне уроков часто слышим речь неряшливую, кое-какую, расхлябанную. Речь, переходящую в крик, с нервозностью и раздражительностью в голосе. Есть случаи речевой распущенности, вульгарности. Много слов-паразитов (так называемый «речевой сор»), которые прилипают к человеку и превращаются во вредную речевую привычку («блин», «значит», «так», «говорю», «дальше» и др.) Ясно одно: нужна повседневная умная, требовательная защита речи, т.е. её доступность, правильность, чистота, выразительность, нормативность - одним словом, речевая культура.  А уровень речевой культуры  непосредственно сказывается на успеваемости ученика.

Почему же плохо говорят наши дети?

Главный недостаток речи наших школьников - это то, что они просто не обращают на неё внимания. Говорят, как придется; не заботятся о том, какой она получится и как будет действовать на слушателя или читателя. Они забывают, что говорят и пишут для людей.

Следующая причина бедности речи -  дети перестали читать. Это проблема всего общества.Раньше читающего человека можно было встретить повсюду: в метро, на остановке и т.п. Сейчас – все с телефоном, планшетом. Не читают и взрослые, они устали от сложностей жизни, им не до сложностей литературных. Техника чтения учеников оставляет желать лучшего. Традиционно эту проблему решает начальная школа, но, к сожалению, оканчивая её, школьники переходят в среднее звено, не достигнув нормативного уровня скорости чтения. И дети, и родители предполагают, что «ежегодный прирост» скорости чтения произойдёт сам собой. Из опыта работы видно, что этого не происходит. А ведь чтение - вид речевой деятельности, это развитие речи, обогащение лексикона, повышение успеваемости. При чтении ученики не уделяют внимания внешней, звуковой стороне речи: ударениям, интонации, паузам. Отсюда монотонность, орфоэпические ошибки,  неграмотное логическое ударение. Совет один: читать и читать! Важна не длительность, а частота тренировочного чтения.

Следующий момент. В нашем языке есть слова, которых нужно стыдиться.Поговорим о стыде перед словом.Чем больше этого стыда, тем лучше речь. Кульминацией речи учеников, нашей молодежи, а может быть, и всего нашего общества является сквернословие, мат. Мат слышим повсюду: в семьях, на улице, в общественных местах, в студенческих общежитиях, на хоккейных и волейбольных  площадках, утром в автобусах, в школах  на переменах. Мат с трибуны, с экранов телевизоров. Не шёпотом, не приглушённый, а ясный, четкий, в манере В. Маяковского, рассчитанный  на публику. Очень заметно, что человек уже не может построить элементарное предложение, не употребляя плохих слов. В последнее время это очень распространённое явление, которое принимает угрожающие черты и формы. Мат можно услышать и в задушевных беседах. Молодежь считает почему-то мат изяществом русской речи. Откуда все это? Думаю, от нехватки слов, от темноты душевной, от скрытой злости. Ругательства выполняют роль пауз. Замечено, если за соседним столиком в кафе мат, жди драки. Когда не хватает слов, в ход идут руки. Наша молодежь не употребляет слов «нежность»,«люблю», а вот мата много, согласитесь.  Много хулиганских слов, словесной мерзости. Мне иногда говорят, что в поэтических вещах  А.С.Пушкина и В.В. Маяковского можно встретить мат. Да. Но эти поэты очень, очень  много  другого написали. И матерные слова песчинками растворились в их шедеврах. У нас же иногда – только мат. Наш человек владеет двумя языками: родным, русским (и то не в совершенстве) и матерным. Этого мало. В других странах, кроме своего родного языка, в совершенстве изучают ещё какой-то язык. К сожалению, мат можно слышать от родителей в семьях. Часто хочется нажать, выпустить пар, добавить эмоций. И прибегают к мату. Родителям в этом плане нет никакого оправдания. Это  печальный знак вашей речи. Многие заменяют ругательства начальными буквами. Никакой разницы нет. Всё равно это сквернословие. Осторожно нужно относиться и к новым словечкам,  типа «блин». Очень сейчас распространенное слово. («Шурик, блин, ты меня достал»).

Как бороться с этим?

Надежных рецептов нет, но некоторые положения можно наметить:

  • Не говорить этих слов самому.

А. Солженицын писал: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Все пусть говорят, а я не буду. Конечно, позиция « я – исключение» трудна, требует силы воли, особенно от детей. Устоять трудно - боятся быть белой вороной. Ты не пьешь, не куришь, не ругаешься - ты мне не друг. Я заставлю тебя выпить, сам  куплю сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. В такой позиции трудно устоять.

  • Ценить меру своего авторитета.
  • Находить другие возможности, способы расслабления: спорт, музыка, рукоделие, рисование, коллекционирование, увлечённое исполнение домашних дел и др.

Немного о культуре чтения.

Урок литературы – урок особенный. Его смысл – в становлении читателя, чуткого, думающего, внимательного. А ещё урок литературы – это воспитание личности человека. М. Горький назвал  литературу «человековедением».  Для словесника важно не только то, что ученик знает, но и то, что он чувствует, как оценивает прочитанное. Год от года осуществлять эту цель в школах становится всё труднее и труднее по разным причинам. Одна из них – падение нравов. Мы зашли в нравственный тупик. Это рост преступности, самоубийств, половая распущенность, бездуховность, нежелание трудиться, бессердечие, равнодушие к окружающим, жестокость, даже к близким, воровство, пьянство, отсутствие тяги к культурному и духовному наследию. Вторая причина – телевидение. Телевидение – это член вашей семьи. Оно превратилось в чудовищного монстра, развращающего души детей. Видеокассеты чужестранные, пустые и пошлые, фильмы, пропагандирующие насилие и секс, лживая реклама. Насильственный характер многих передач, кровавые фильмы со взрывами и убийствами. Вот откуда агрессия в характере детей, в их речи. Родители заняты, дети -  у телевизора. Их воспитывает телевизор. Этого нельзя забывать. Названия фильмов говорят сами за себя: «Клиент всегда мёртв»,  «Троих надо убрать», «Джек-потрошитель», «Умри, но не сейчас» и другие, т.е. два часа показывают, куда и как бить. А фильмы ужасов?! Лужи крови, раздробленные черепа, хруст тела на зубах монстра. Раздирающие крики и трупы, трупы, трупы. Вот песенка из мультфильма в одной из детских передач:

Ня-ня,ня-ня,

Спрячем нож в кармане,

 Никому не скажем,

Маме не покажем.

А в библиотеках на полках такие книги! Утратило наше общество интерес к чтению. Родителям не до чтения. А детям пришла на смену техника: телефоны, смартфоны, планшеты, видики  т.п. Это куда интересней, чем разбираться в хитросплетениях писателей  ХIХ века. Сейчас читают журналы с сенсационным материалом: «Телесемь», «Тайны звёзд», «Чудеса и приключения»  и т.п. Как много воспитывающих, очищающих душу произведений, дающих возможность соприкоснуться с хорошей русской речью, повернуться к доброму, лучшему, стать человечнее, пылится на полках!

Сейчас быстрыми, уверенными шагами пришёл к нам ЕГЭ по многим предметам, в том числе и по литературе. Мнения разделились: кто «за», кто – «против». Подбор тестовых заданий проверяет терминологию, биографию писателей, содержание произведений. Впечатление от прочитанного никого не интересует. Где эмоционально-эстетический отклик на творения? Произведения превратили в схему, набор художественных особенностей, штампов, т.е. нас подвели к литературоведческому прочтению классики. Другими словами, если учитель литературы будет интересно, эмоционально рассказывать о Л.Н.Толстом, Ф.М. Достоевском, И.С.Тургеневе и их героях, ученик полюбит этих писателей, но ЕГЭ может не сдать. ЕГЭ чувства не интересуют. А как же сформировать гражданскую позицию, патриотизм, эмоционально-эстетические переживания? Забыли про литературу как феномен культуры. С таким подходом мы книге читателя не вернём.

Меняется время, меняются  интересы, взгляды людей, но есть вещи, которые передаются из поколения в поколение, - это любовь к родной земле, своему народу, своему языку. К этим вещам надо относиться бережно, не забывать, что язык, речь – это портрет человека, его визитная карточка, его зеркало. И пусть оно всегда будет культурно чистым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...