Рабочий лист занятия ( мастер -класса)
рабочие листы (7 класс)

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Тема урока: «Публицистический очерк «Земля родная» Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодёжи» (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Лихачева16.94 КБ
Файл презентация мастер-класса14.84 КБ
Файл master-klass.pptx123.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист занятия

Тема урока: «Публицистический очерк «Земля родная» Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодёжи» (7 класс)

  1. Работа с текстом.

 Выразительное чтение вслух главы «Учиться говорить и писать» по абзацам с пометами к основной мысли.  

      2. Игра «Найди пару!»

1. Задушевные друзья-

1.  …-самая дорогая, основополагающая, важная черта характера человека.

2. Берегите честь смолоду-

2.  …-изменения в мыслительных процессах, которые происходят при обучении, чтении, развитии творческих навыков

3. Ценнейшая черта-

3.    …-форма правления, при которой единое целое правит с абсолютной властью. 

4. Деспотизм-

4.  …-совокупность поз, жестов и выражений лица, которые человек использует для коммуникации с окружающими.

5. Картинная галерея-

5.  …-все твои поступки, мысли и дела должны быть чистыми, нравственными и справедливыми

6. Манера человека себя держать-

6.  …-люди, которые делятся самыми сокровенными, душевными тайнами, полностью доверяя друг другу

7. Умственное развитие-

7.  …-выставочные залы, музеи, где демонстрируются работы художников и скульпторов разных времен и направлений.

  1. Составьте памятку с советами (выделить в тексте), «если вам предстоит публичное выступление»
  2. Мудрые советы Лихачева- в жизнь!
  3. Домашнее задание .

Творческая работа. Напишите сочинение: «Чем ценны письма  Лихачёва?»

Памятка

 Борись с небрежностью речи!

  • Всегда помни народную мудрость: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
  • «Твоё слово»  равно «твоё лицо».
  • О тебе судят по твоим делам, поступкам и словам.
  • Слово и дело едины!

Говорите вежливо!

  • Язык неотделим от культуры народа. А ты – часть народа, его представитель. Помни об этом!
  • Уровень культуры человека определяется его речью, богатством его лексики, воспитанием.
  • Употребляй «слова вежливости» и в устной, и в письменной речи:  здравствуйте, будьте добры, спасибо, простите, извините, благодарю…

Умейте писать!!!

  • «А уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному.»
  • «Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении симпатичному вам человеку.»
  • «Надо писать, писать письма, дневники.»
  • «Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили.»

« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет».

                 Д.С.Лихачёв.



Предварительный просмотр:

 Статья Д.С.Лихачёва «Учиться говорить и писать».

УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ

         Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестает обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

         Самая большая ценность народа – язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

         О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

         Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

         Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа.

         Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда впрочем ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

         А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами – плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

         А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе.

         Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в таких случаях он обычные слова заменяет «словами – плевками».  Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. У него будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится.

         Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

         И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.

         Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе знакомых,  - то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, - вы пропали.

         Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам – интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

         Постарайся так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

         Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приемами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах своего выступления: «Я еще об этом скажу», «Мы еще к этому вернемся», «Обратите внимание на…» и т.д.

         А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

     

 

                                                                 (Лихачёв Д.С.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме «Урок сегодня. Моделирование урока в свете ФГОС» Цель: создание модели современного урока в свете новых ФГОС с использованием активных методов обучения. )

Слайд 2

Тема урока: «Публицистический очерк «Земля родная» Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодёжи» (7 класс)

Слайд 3

Цитаты из статьи Д.С.Лихачева «Учиться говорить и писать» «За своим языком - устным и письменным – надо следить постоянно». «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!» «Внешний способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушиваться к тому, как он говорит.»

Слайд 4

«Язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.» «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.»

Слайд 5

Найди пару 1. Задушевные друзья- 6. …-люди, которые делятся самыми сокровенными, душевными тайнами, полностью доверяя друг другу 2. Берегите честь смолоду- 5. …-все твои поступки, мысли и дела должны быть чистыми, нравственными и справедливыми 3. Ценнейшая черта- 1. …-самая дорогая, основополагающая, важная черта характера человека. 4. Деспотизм- 3. …-форма правления, при которой единое целое правит с абсолютной властью 5. Картинная галерея- 7. …-выставочные залы, музеи, где демонстрируются работы художников и скульпторов разных времен и направлений. 6. Манера человека себя держать- 4. …-совокупность поз, жестов и выражений лица, которые человек использует для коммуникации с окружающими. 7. Умственное развитие- 2. …-изменения в мыслительных процессах, которые происходят при обучении, чтении, развитии творческих навыков

Слайд 6

Памятка 1.«Говорите правильно, точно и экономично. Не будьте самовлюблённым болтуном. Следите за временем. 2. Всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. 3.Чтобы была одна главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.»

Слайд 7

« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Д.С.Лихачёв.

Слайд 8

Домашнее задание . Напишите сочинение на тему «Чем ценны письма Лихачёва?»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...

РОВ рабочий лист занятие 18 5-7 кл

Рабочий лист разработа для проведения Разговоров о важном занятие 18...