«Повышение мотивации обучающегося на уроках математики»
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете от 28.12 2021 г
на тему: «Повышение мотивации обучающегося на уроках математики»
Учитель математики Е.В. Жукова
В ходе своей педагогической деятельности и опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению, и снижение интереса, особенно к предмету изучения. Я неоднократно задавалась вопросом, как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, и думаю, с этим сталкиваются практически все учителя.
Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении математики, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей математики. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе – и этому есть объяснение:
1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
3. Личная значимость предмета.
4. Умственное развитие ученика.
5. Продуктивность учебной деятельности.
6. Непонимание цели учения.
7. Страх перед школой.
Существует такое понятие как «неправильная мотивация»
– несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.
– у ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в то же время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на отметку.
– у школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
Эти и другие факторы негативно отражаются на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, я сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают математику предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Старшеклассники математику по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, в результате мотивация тоже понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к математики идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире знания ИКТ необходимы каждому человеку.
В ходе своего педагогического опыта преподавания математики детям среднего и старшего звена, мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к математики, не вызывающее никаких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня возникали неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе.
Поэтому введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.
На своих уроках я использовала следующие приемы для повышения мотивации обучающихся:
эмоциональные:
• поощрение;
• порицание;
• доброжелательная атмосфера на уроке;
• свободный выбор задания;
• создание ярких наглядно-образных представлений;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
• активизация познавательных интересов;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт обучающегося;
• выполнение творческих заданий;
• учебно-познавательные игры;
волевые:
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
социальные:
• развитие желания быть полезным обществу;
• сопереживание;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• взаимопроверка и рецензирование;
• заинтересованность результатами коллективной работы.
На своих уроках я применяю дифференцированный подход.
Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике);
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
При соблюдении всех этих правил и принципов я достигла значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.
Разнообразие учебной деятельности школьников я реализую в следующих формах – экскурсии, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, соревнования, поисковые и научные исследования, мини-проекты. Ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность.
Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, викторины, которые ребята самостоятельно составляют.
Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении математики так как – формируют стойкий интерес к предмету:
– формируют практические умения и навыки.
– помогают разнообразить деятельность обучающихся.
– яркие впечатления надолго остаются в памяти.
При изучении математики убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.
Оценка результативности деятельности и проверка знаний по математики показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки математики.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы по повышению мотивации обучающихся, приводится план-конспект и презентация к уроку "Фразеологизмы"...
Формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка
В статье описываются цели, задачи, формы, методы повышения мотивации обучающихся к изучению русского языка...
Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...
Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...
Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности
Выступление на МО учителей предметников...
Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности.
Проанализированы уровни учебной мотивации и предложены пути их повышения...