Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб»
статья

Алексашкина Ольга Валерьевна

В работе рассмотрена образовательная практика на тему «Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб» бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_praktika.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб»

Алексашкина Ольга Валерьевна,

методист центра цифрового образования «IT-куб»

БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»

Аннотация: в статье рассмотрена образовательная практика на тему «Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб» бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»

Ключевые слова: информационная безопасность; кибербезопасность; киберпространство; киберугроза; защита информации; информационно-психологическая безопасность.

Основной тренд развития современного общества связан с новым этапом развития технологий — четвертой промышленной революцией. Процесс перехода на новый уровень автоматизации и обмена данными, включающий в себя киберфизические системы, интернет вещей и облачные вычисления, вызывает существенные перемены в политической, экономической и социальной сферах, в том числе и в образовании. Резкий скачок объемов данных, развитие информационных и коммуникационных технологий, Интернета и других телекоммуникационных сетей оказывают преобразующее воздействие на информационную деятельность обучающихся, в процессе которой они постоянно используют возможности киберпространства, являющегося составляющей информационного пространства. Под киберпространством мы здесь понимаем сферу деятельности в информационном пространстве, образованную совокупностью коммуникационных каналов Интернета и других телекоммуникационных сетей, технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства). Киберпространство как сфера деятельности подвержено киберугрозам, которые существуют везде, где применяются информационные и коммуникационные технологии. Как следствие, возникла необходимость формирования у обучающихся навыков принятия правильных решений в ситуациях встречи с такими угрозами, систематизации понятий в этой области знания.

Образовательная практика «Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб» строится на концепции подготовки обучающихся к профессии киберследователя – профессии будущего, выделенной в «Атласе новых профессий» (проект «Агентства стратегических инициатив» по исследованию рынка труда, 2015г.) и предполагающей проведение расследований киберпреступлений посредством поиска и обработки информации в интернет-пространстве. Актуальность обусловлена необходимостью развития интереса детей и подростков к научно-техническому творчеству, в связи с нехваткой в России инженерных кадров.

Педагогическая целесообразность образовательной практики направлена на формирование у обучающихся основных понятий о современных цифровых технологиях, глобальной сети Интернет, основах информационной безопасности. Также позволяет получить представления о персональных данных и возможностью работы с ними, получить практические навыки анализа и структурирования данных.

С одной стороны, ранняя вовлеченность детей и подростков в современные информационные процессы неизбежно приводит к тому, что они сталкиваются не только с их положительными аспектами, но и с негативными. С другой, повышенная динамика развития современных технологий, в частности, цифровых, приводит к тому, что даже специалистам в соответствующих областях необходима постоянная актуализация знаний. Изучая и анализируя эти проблемы, можно определить, что вопросы цифровой гигиены и анализа информационных потоков уже не относятся к компетенции только информатики. В сферу интеграции вовлечены различные предметы из школьной программы: ОБЖ, математика, экономика, история, основы права и многие другие.

Целью практики является определение роли культуры кибербезопасности в защите обучающихся от угроз в киберпространстве и направления деятельности по ее формированию в ходе обучения.

Задачи:

1.        Сформировать представление о структуре и типах информации в    

 интернет-пространстве, больших данных и больших пользовательских данных.

2.        Научить распознавать и предупреждать угрозы и риски интернет-

пространства.

3.         Сформировать у учащихся способность определять социальные

характеристики и особенности людей и обнаруживать признаки опасного поведения на основании их аккаунтов в социальных сетях.

Образовательная практика в области кибергигиены обладает высоким потенциалом и актуальностью в современном мире. Актуальность кибергигиены связана с быстро развивающейся технологической средой: с каждым днем цифровые технологии все глубже интегрируются в повседневную жизнь, что делает образование в области кибергигиены критически важным для подготовки детей к навигации в цифровом мире. Рост киберугроз ведет к увеличению количества кибератак и утечек данных, что делает обучение кибергигиене необходимым для защиты личной информации. Обучение кибергигиене требует и развивает критическое мышление, поскольку учащиеся учатся распознавать и анализировать потенциальные угрозы. Знание основ кибербезопасности может стимулировать интерес учащихся к карьере в области информационных технологий и кибербезопасности, что способствует ранней профориентации. Кибергигиена сочетает в себе элементы информатики, этики, права и социальных наук, предоставляя широкий спектр образовательных возможностей, тем самым обеспечивая интердисциплинарный подход. Кибергигиена включает обучение таким навыкам, как безопасное использование интернета, защита личной информации и ответственное поведение в сети, что является неотъемлемой частью навыков 21 века. К занятиям по кибергигиене активно привлекаются родители и общественное сообщество, повышая осведомленность в вопросах кибербезопасности и взаимодействии в цифровой среде.

Обучение кибергигиене представляет собой перспективное направление в сфере образования, сочетающее в себе важность практических навыков и возможности для дальнейшего профессионального роста.

Методики образовательной практики.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей),  и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучения каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Педагогические технологии, используемые в работе.

В образовательной деятельности широко используются современные педагогические технологии: индивидуальное и групповое обучение; модульное и блочно-модульное обучение; дифференцированное обучение; разноуровневое обучение; проблемное обучение; технология дистанционного обучения (через видеоконференции и онлайн-ресурсы обучающиеся учились распознавать и избегать интернет-мошенничества); исследовательская и проектная деятельность (обучающиеся проводят исследования по теме "Последствия слабых паролей" и создают проекты по кибербезопасности); технология игровой деятельности (игры и квесты используются для изучения методов защиты от кибератак); коммуникативная технология обучения; технология развития критического мышления (анализ сценариев и кейс-стади, где обучающиеся должны были идентифицировать потенциальные риски и предложить стратегии защиты).

Технология коллективного взаимообучения - состоит в организации парного взаимодействия обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Технология ориентирована на развитие умений самостоятельной познавательной деятельности, коммуникативных навыков обучающихся;

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем. Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи иногда решаются одними и теми же методами. Основу ТРИЗа составляют 40 общих изобретательских приёмов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей;

Обучение 4К (коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление). Задания, используемые на занятии, предполагают работу в группе с возможным выделением подзадач для парной работы. Задачи, поставленные перед детьми, предполагают больше одного или множество решений, требуют самостоятельного поиска необходимой информации. Обучающиеся выступают в роли педагогов друг для друга, работая в паре или в группе. Наставник становится консультантом для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу. Обучающиеся принимают участие в оценке как результатов занятия, так и процесса работы;

EduScrum — это система организации обучения, которая помогает вовлечь обучающихся в образовательный процесс и развивать навыки будущего. Эта методология позволяет создавать технологические продукты за небольшой промежуток времени. Педагог даёт необходимую теорию, обучающиеся объединяются в команды и в рамках заданного времени (несколько занятий или, например, образовательный период) создают образовательные проекты, чтобы погрузиться в тему и изучить её. На этом этапе педагог выступает в качестве коуча и эксперта.

Эти примеры демонстрируют, как разнообразные технологии могут быть интегрированы в образовательный процесс для обеспечения глубокого понимания кибергигиены и развития соответствующих навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования....

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Формирование культуры речевого поведения обучающихся в системе дополнительного образования

Проблему формирования культуры речевого поведения обучающихся  можно успешно решать на занятиях ОДОД. В статье рассказывается о программе дополнительного образования детей «Секреты хорошей речи»,...

Формирование логических умений слабослышащих обучающихся 1 ступени образования посредством системы речевых упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Описана система работы по формированию логических умений слабослышащих обучающихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП....

Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов

Здоровье – является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время становится очень заметно сильное ухудшение здоровья обучающихся. Неблагоприятные социа...