Приемы работы на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися, имеющими ЗПР
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_zpr.docx | 29.36 КБ |
priemy_zpr.pptx | 717.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы
на коррекционно-развивающих занятиях
с учащимися, имеющими ЗПР
Выступление на городском МО
учителей-дефектологов
г. Зеленогорска
Кушнаревой В.В.
У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Указанные особенности предполагают применение различных методов и приемов для коррекционно-развивающей работы. Вы все знакомы с традиционными методами, к ним относятся:
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ). Здесь можно использовать следующие приемы: одноступенчатая или дробная инструкция, повтор объяснения, словесные планы – алгоритмы, чередование легких и трудных заданий или вопросов и др.
2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем). Приемы: специально организованное наблюдение, концентрация внимания на одном объекте, демонстрация с опорой на все органы чувств, наглядные алгоритмы и схемы выполнения, демонстрация действий, совместные или имитационные действия и др.
3. Практические (практические упражнения, графические работы). Предлагаю таблицу с практических приемов, которые мы можем использовать на занятиях с детьми ЗПР (приложение 1).
В нее нужно выбрать и записать цели этих приемов:
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие слуховой памяти;
- Развитие объема внимания;
- Развитие распределение и переключаемости внимания;
- Развитие наглядно-образного, образного мышления;
- Развитие зрительно-моторных координаций;
- Развитие концентрации и устойчивости внимания;
- Развитие словесно-логического, абстрактно-логического мышления;
- Развитие пространственной ориентировки;
- Развитие мыслительной операции анализа и синтеза;
- Развитие временных представлений;
- Развитие мыслительной операции обобщения и классификации.
В пустые мета таблицы можно добавить свои приемы.
Как показывает практика, кроме применения традиционных методов и приемов в необходим поиск и использование активных методов и приёмов обучения для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-дефектолога. И у каждого педагога есть свои наборы эффективных приемов, которые является оптимальными для достижения целей коррекционно-развивающего процесса.
Рассмотрим следующие приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
6. Использование кинезиологических упражнений.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. Учащиеся ЗПР легче и лучше запоминают материал урока, когда он сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки, чистоговорки, пословицы в картинках. Во время запоминания стихотворений или текстов очень продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся. На уроках математики иллюстрированные задачи и примеры.
8. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Известны 3 вида рефлексий: рефлексия содержания учебного материала (чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); рефлексия деятельности и рефлексия настроения и эмоционального состояния.
На занятиях при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния:
- Карточки – символы по настроению детей в начале и в конце занятия («Дерево чувств», «Море радости» и «Море грусти»;
- Карточки – символы для обозначения понравившихся или запомнившихся видов заданий или этапов занятия картинками.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР.
Приложение 1
Практические приемы коррекционной работы
с учащимися, имеющими ЗПР
* Узнавание наложенных, зашумленных, контурных, силуэтных, недорисованных изображений, цифр, букв *Узнавание изображений, цифр, букв в необычном ракурсе *Нахождение свойств и различий в предметах и явлениях *Восстановление целого по неполным изображениям *Конструирование фигур, букв, цифр из отдельных элементов *Узнавание изображений нелепиц | |
*Упражнение на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте и длительности *Воспроизведение ритмического рисунка на слух *Определение предмета по звучанию *Игра «Поймай звук» | |
*Таблицы Шульте *Корректурные пробы *Запоминание слов, состоящих из набора букв, не несущих смысловой нагрузки *Запоминание предложений, 10 слов | |
*Упражнение на выполнение одновременно нескольких действий (чтение, запоминание текста и счет, рисование и подсчет хлопков и т.д.) *Нахождение букв, слогов и слов в потоке буквенных сочетаний *Шифрование диктанты *Корректурные пробы Кодирование цифр и букв по образцу (модификация методики Пьерона – Рузера) | |
* Игра «Переплетенные линии» *Списывание набора буквенных сочетаний с доски, карточки * Рисование узоров, орнаментов по точкам, по клеткам по образцу, симметрично, в зеркальном отображении * Нахождение ошибок в работах * Лабиринты * Шифрованные диктанты * Нахождение отличий в изображениях * Корректурные пробы | |
*Игра со словами «Что изменилось?» «Что стало?» *Запоминание слогов, слов, предложений *Запоминание пар слов *Движение по правилам (динамические паузы) *Слуховые диктанты | |
*Игра «Что изменилось?» «Что стало?» (с символами, изображениями предметов) *Запоминание изображений и нахождение их среди других *Запоминание пар слов и изображений *Упражнение на логическое запоминание | |
* «Четвертый лишний» * Понимание переносного смысла пословиц, метафор * Упражнение на систематизацию слов, изображений по определенному признаку * Упражнение на разделение на группы слов, изображений *Логические задачи *Задачи на сравнение *Вербальные аналогии *Составление рассказов по серии картин * «Что за чем?» (установление закономерностей в ряду событий и явлений) |
*Складывание фигур из кубиков, палочек и т.д. по образцу и представлению *Составление фигур из отдельных частей *Упражнения на нахождение части объекта (матрицы Равена, «Чего не хватает?») *Дорисовывание целого по предложенной половинке * «На что похоже изображение?» * «Что неправильно на картинке?», «Нелепицы» *Упражнение на нахождение закономерностей (Продолжи ряд, Вставь недостающий элемент) *Классификация предметов по 1-2 признакам * Невербальные аналогии | |
*Упражнение на нахождение закономерностей «Продолжи ряд», «Вставь недостающий элемент» *Складывание фигур из кубиков по образцу и представлению *Складывание фигур или картинок из отдельных частей *Составление слов из набора букв, слогов * Дорисовывание целого по предложенной половинке | |
* «Четвертый лишний» *»Назови одним словом» *Упражнения на подбор слов, обозначающих определенное понятие *Упражнение на дифференциацию родо-видовых понятий | |
* Графические диктанты * Упражнение на зрительно-моторное запоминание * Рисование по точкам, пунктиру * Рисование орнаментов * Игра «Переплетенные линии» (нахождение концов линий) * Лабиринты | |
*Графические диктанты * Упражнения с предлогами, обозначающими пространственные отношения * Дорисовывание целого изображения по части * Упражнения на отработку пространственных отношений (ближе-дальше, выше-ниже, лево-право) * «Определи место звука в слове» * «Найди место предмета в ряду по инструкции» | |
*Упражнения на закрепление знаний о частях и времени суток, днях недели, месяцах и временах года * Упражнения на закрепление знаний о родственных связях между людьми * Упражнения на отработку временных отношений (долго-быстро, давно-недавно, перед-после, раньше-позже и т.д.) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционные методы работы с обучающимися, имеющими ЗПР : 1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ) . 2. Наглядные ( наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем ). 3. Практические ( практические упражнения, графические работы) .
Развитие зрительной памяти; Развитие зрительного восприятия; Развитие слухового восприятия; Развитие слуховой памяти; Развитие объема внимания; Развитие распределение и переключаемости внимания; Развитие наглядно-образного, образного мышления; Развитие зрительно-моторных координаций; Развитие концентрации и устойчивости внимания; Развитие словесно-логического, абстрактно-логического мышления; Развитие пространственной ориентировки; Развитие мыслительной операции анализа и синтеза; Развитие временных представлений; Развитие мыслительной операции обобщения и классификации.
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении различных заданий 3. Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:
5. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. 6. Использование кинезиологических упражнений. 7. Использование картинного материала Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:
8. Активные методы рефлексии Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет
Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии. Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...
инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий
Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...
Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...