Приемы работы на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися, имеющими ЗПР
консультация

У большинства учеников, имеющих ЗПР, отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Указанные особенности предполагают применение различных методов и приемов для коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_zpr.docx29.36 КБ
Файл priemy_zpr.pptx717.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы

на коррекционно-развивающих занятиях

с учащимися, имеющими  ЗПР

Выступление на городском МО

учителей-дефектологов

 г. Зеленогорска

Кушнаревой В.В.

У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Указанные особенности предполагают применение различных методов и приемов для коррекционно-развивающей работы. Вы все знакомы с  традиционными методами, к ним относятся:

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ). Здесь можно использовать следующие приемы: одноступенчатая или дробная инструкция, повтор объяснения, словесные планы – алгоритмы, чередование легких и трудных заданий или вопросов и др.

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем). Приемы: специально организованное наблюдение, концентрация внимания на одном объекте, демонстрация с опорой на все органы чувств, наглядные алгоритмы и схемы выполнения, демонстрация действий, совместные или имитационные действия и др.

3. Практические (практические упражнения, графические работы).  Предлагаю таблицу с практических приемов, которые мы можем использовать на занятиях с детьми ЗПР (приложение 1).

В нее нужно выбрать и записать цели этих приемов:  

  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия;
  • Развитие слуховой памяти;
  • Развитие объема внимания;
  • Развитие распределение и переключаемости внимания;
  • Развитие наглядно-образного, образного мышления;
  • Развитие зрительно-моторных координаций;
  • Развитие концентрации и устойчивости внимания;
  • Развитие словесно-логического, абстрактно-логического мышления;
  • Развитие пространственной ориентировки;
  • Развитие мыслительной операции анализа и синтеза;
  • Развитие временных представлений;
  • Развитие мыслительной операции обобщения и классификации.

В пустые мета таблицы можно добавить свои приемы.

Как показывает практика, кроме применения традиционных методов и приемов в необходим  поиск и использование активных методов и приёмов обучения для  повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-дефектолога.  И у каждого педагога есть свои наборы эффективных приемов, которые  является оптимальными для достижения целей коррекционно-развивающего процесса.

Рассмотрим следующие приёмы обучения  для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз.  На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране,  дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

6. Использование кинезиологических упражнений.

7. Использование картинного материала  для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. Учащиеся  ЗПР легче и лучше запоминают материал урока, когда он сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки, чистоговорки, пословицы в картинках. Во время  запоминания стихотворений или  текстов очень продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся. На уроках математики иллюстрированные задачи   и примеры.

8. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Известны 3 вида рефлексий: рефлексия содержания учебного материала (чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); рефлексия деятельности и рефлексия настроения и эмоционального состояния.

На занятиях при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния:

- Карточки – символы по  настроению детей в начале и в конце занятия («Дерево чувств»,  «Море радости» и «Море грусти»;

- Карточки – символы для обозначения понравившихся или запомнившихся видов заданий или этапов занятия картинками.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР.


Приложение 1

Практические приемы коррекционной работы

с учащимися, имеющими ЗПР

* Узнавание наложенных, зашумленных, контурных, силуэтных, недорисованных изображений, цифр, букв

*Узнавание изображений, цифр, букв в необычном ракурсе

*Нахождение свойств и различий в предметах и явлениях

*Восстановление целого по неполным изображениям

*Конструирование фигур, букв, цифр из отдельных элементов

*Узнавание изображений нелепиц

*Упражнение на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте и длительности

*Воспроизведение ритмического рисунка на слух

*Определение предмета по звучанию

*Игра «Поймай звук»

*Таблицы Шульте

*Корректурные пробы

*Запоминание слов, состоящих из набора букв, не несущих смысловой нагрузки

*Запоминание предложений, 10 слов

*Упражнение на выполнение одновременно нескольких действий (чтение, запоминание текста и счет, рисование и подсчет хлопков и т.д.)

*Нахождение букв, слогов и слов в потоке буквенных сочетаний

*Шифрование диктанты

*Корректурные пробы

Кодирование цифр и букв по образцу (модификация методики Пьерона – Рузера)

* Игра «Переплетенные линии»

*Списывание набора буквенных сочетаний с доски, карточки

* Рисование узоров, орнаментов  по точкам, по клеткам  по образцу, симметрично, в зеркальном отображении

* Нахождение ошибок в работах

* Лабиринты

* Шифрованные диктанты

* Нахождение отличий в изображениях

* Корректурные пробы

*Игра со словами «Что изменилось?» «Что стало?»

*Запоминание слогов, слов, предложений

*Запоминание пар слов

*Движение по правилам (динамические паузы)

*Слуховые диктанты

*Игра «Что изменилось?» «Что стало?» (с символами, изображениями предметов)

*Запоминание изображений и нахождение их среди других

*Запоминание пар слов и изображений

*Упражнение на логическое запоминание

* «Четвертый лишний»

* Понимание переносного смысла пословиц, метафор

* Упражнение на систематизацию слов, изображений по определенному признаку

* Упражнение на разделение на группы слов, изображений

*Логические задачи

*Задачи на сравнение

*Вербальные аналогии

*Составление рассказов по серии картин

* «Что за чем?» (установление закономерностей в ряду событий и явлений)

*Складывание фигур из кубиков, палочек и т.д. по образцу и представлению

*Составление фигур из отдельных частей

*Упражнения на нахождение части объекта (матрицы Равена, «Чего не хватает?»)

*Дорисовывание целого по предложенной половинке

* «На что похоже изображение?»

* «Что неправильно на картинке?», «Нелепицы»

*Упражнение на нахождение закономерностей (Продолжи ряд, Вставь недостающий элемент)

*Классификация предметов по 1-2 признакам

* Невербальные аналогии

*Упражнение на нахождение закономерностей  «Продолжи ряд», «Вставь недостающий элемент»

*Складывание фигур из кубиков по образцу и представлению

*Складывание фигур или картинок из отдельных частей

*Составление слов из набора букв, слогов

* Дорисовывание целого по предложенной половинке

* «Четвертый лишний»

*»Назови одним словом»

*Упражнения на подбор слов, обозначающих определенное понятие

*Упражнение на дифференциацию родо-видовых понятий

* Графические диктанты

* Упражнение на зрительно-моторное запоминание

* Рисование по точкам, пунктиру

* Рисование орнаментов

* Игра «Переплетенные линии» (нахождение концов линий)

* Лабиринты

*Графические диктанты

* Упражнения с предлогами, обозначающими пространственные отношения

* Дорисовывание целого изображения по части

* Упражнения на отработку пространственных отношений (ближе-дальше, выше-ниже, лево-право)

* «Определи место звука в слове»

* «Найди место предмета в ряду по инструкции»

*Упражнения на закрепление знаний о частях и времени суток, днях недели, месяцах и временах года

*  Упражнения на закрепление знаний о родственных связях между людьми

*  Упражнения на отработку временных отношений (долго-быстро, давно-недавно, перед-после, раньше-позже и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися , имеющими ЗПР Выступление на городском МО учителей-дефектологов г. Зеленогорска Кушнаревой В.В.

Слайд 2

Традиционные методы работы с обучающимися, имеющими ЗПР : 1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ) . 2. Наглядные ( наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем ). 3. Практические ( практические упражнения, графические работы) .

Слайд 3

Развитие зрительной памяти; Развитие зрительного восприятия; Развитие слухового восприятия; Развитие слуховой памяти; Развитие объема внимания; Развитие распределение и переключаемости внимания; Развитие наглядно-образного, образного мышления; Развитие зрительно-моторных координаций; Развитие концентрации и устойчивости внимания; Развитие словесно-логического, абстрактно-логического мышления; Развитие пространственной ориентировки; Развитие мыслительной операции анализа и синтеза; Развитие временных представлений; Развитие мыслительной операции обобщения и классификации.

Слайд 4

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении различных заданий 3. Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:

Слайд 5

5. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. 6. Использование кинезиологических упражнений. 7. Использование картинного материала Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:

Слайд 6

8. Активные методы рефлексии Приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ЗПР:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет

Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии.   Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...

инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий

Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...