«Инклюзивное образование на уроках физической культуры в условиях современной школы»
учебно-методический материал

Литвинов Алексей Борисович

Выступление «Инклюзивное образование на уроках физической культуры в условиях современной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Инклюзивное образование на уроках физической культуры

в условиях современной школы»

   На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. В связи с широким развитием инклюзивного образования во всем мире, а так же в нашей стране многие школы готовы поддержать это направление и наша школа не исключениеВ Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 совместное обучение и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Это очень актуально, так как с каждым годом растет количество детей с проблемами здоровья. Более 22% детей нашей школы относятся к подготовительной группе здоровья, а так же 14 обучающихся имеют специальную медицинскую группу здоровья, из них четверо – это дети инвалиды. Большинство детей с ОВЗ освобождены от физической нагрузки в спортивном зале. Зато посещение бассейна им рекомендовано. К этим детям учителя применяют дифференцированный подход и оценивают за теоретическую работу на уроках физической культуры и практическую работу на уроках плавания.

Для детей – инвалидов составлен индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. И, конечно, обязательно урок плавания.

Уроки проводят учителя физической культуры, не имеющие специального медицинского образования. Поэтому работа ведётся с учетом рекомендаций врача.

Но работа ведется. И как гласит народная мудрость «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая». Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям, в том числе занятия спортом, участие в играх, праздниках, мероприятиях.

    Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации. Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система. В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК.

Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

 2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

 3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

 5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников) разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние развитие речи (подвижные игры с речетативами) развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры) развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

 7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешкольных спортивных мероприятиях.

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/fizkultura-dlya-detey-s-ovz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВНА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ                                  ...

Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования

Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...

Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...

Программа профессионального самообразования Тема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...