Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
статья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегрированный подход Интеграция понимается как переплетение различных идей , взглядов, теорий, предметов, рассматривающих один и тот же объект с различных, часто, казалось бы, не согласующихся точек зрения. Интеграция учебных дисциплин способствует формированию межпредметных компетенций у школьников.
Интегрированные уроки - способ формирования метапредметных компетенций Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях Результат
Интегрированные уроки - способ формирования метапредметных компетенций Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве Формируются нравственные качества, нравственно-эстетическая оценка предметов и явлений, воспитывается внимательное и участливое отношение к окружающему Развиваются созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал
В нашей школе есть Музей боевой славы " Женщины на защите Родины 1941-1945 гг." Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
Урок математики (среднее звено) Интеграция с историей Устный счёт Вычислить значение выражения: 2000 – 68 + 9 + 38059 = 40000 Столько девушек нашей области воевали на фронтах Великой Отечественной войны 18055 + 4545 : 45 + 1844 = 20000 Столько девушек нашей области ушли на фронт добровольцами
Решить уравнение 3200 – (х+56) = 1544 х = 1600 Столько землячек на фронтах были медсестрами
Создание кроссворда Ответив верно на теоретические вопросы, в итоге получим фамилию землячки – Героя Великой Отечественной войны Летчицы Санфировой Ольги Александровны
- Какая функция является отношением противолежащего катета к гипотенузе - Как называется одна их координат точки по оси х С А - Какая функция является отношением синуса к косинусу одного угла Н - Зависимость одной переменной от другой называется Ф И - отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности называется Р - это О В А
Таким образом, Разнообразные подходы, формы и методы повышают мотивацию, положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.
Предварительный просмотр:
Элементы краеведения как способ повышения мотивации
на уроках информатики и математики
Васильева Людмила Валентиновна,
учитель математики и информатики
МБОУ Школы №155 г.о. Самара
Одной из задач при обучении в школе является повышение мотивации учащихся. В связи с этим я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов обучения.
Применение на уроках математики и информатики материалов краеведения для конструирования и решения задач обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.
Краеведческие материалы помогают связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом.
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
В нашей школе есть Музей боевой славы "Женщины на защите Родины 1941-1945 гг." Это первый и единственный музей в России, посвященный подвигу женщин города Самары и Самарской области на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Целью создания музея было увековечение памяти о наших героических землячках.
Школьный музей – центр краеведческой работы в школе.
Как используются материалы музея на уроках информатики?
Компьютер – рабочий инструмент ученика для работы с информацией.
При поиске дополнительной информации для музея необходимы знания работы в Интернете. Происходит расширение кругозора учащихся через виртуальные знакомства с другими ветеранами нашей страны, знакомства с другими музеями города и всей страны через Интернет.
При работе в текстовом редакторе используются материалы музея, и обрабатывается информация, полученная из устной речи, из письменных источников, которую необходимо обработать, представить на стенды и витрины для оформления музея. Пишутся пояснительные тексты и этикетки для экспозиции, тексты экскурсий, тематические планы экспозиции и планы работы музея.
Работая с графическим редактором, ребята выполняют праздничные проекты – открытки для поздравления ветеранов. Сканируя и обрабатывая в графическом редакторе фотографии, которые касаются музея, создается фотоархив.
При изучении тем «Создание и заполнение баз данных», «Сортировка, удаление и добавление записей в базе данных» учащимся предлагаются не «пустые» учебные тексты из упражнений, а реальные документы из музея.
На материалах музея ребята создают презентации и для музея и о музее. Эти презентации в дальнейшем используются на классных часах, на уроках, демонстрируются на конференциях, на семинарах.
Музей стал также содержанием видеоролика со звуком, выполненный как проект на уроках информатики.
Изучая программу Front Page, ученики создали и разместили в сети Интернет сайт, посвященный музею школы, где рассказали о ветеранах – женщинах, участницах Великой Отечественной войны Самарской области, об экспонатах музея, об экскурсиях в музее.
При работе с документами музея происходит невольное их изучение школьниками, поднимается значимость музея в их глазах. Информация о музее, обработанная компьютером, будет сохраняться, и передаваться из поколения в поколение.
Выполняя задания по информатике с использованием материалов школьного музея, реализуются следующие педагогические цели: происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества процесса обучения, выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности, углубление межпредметных связей.
На уроках математики стараюсь по возможности как можно чаще использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.
Решения сюжетных задач, включающих исторические сведения из документальных материалов школьного музея, способствуют развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету.
Одной из важнейших задач изучения математики в школе является формирование устойчивых вычислительных навыков у школьников. Конечно, это можно делать на абстрактных примерах, когда ученики производят арифметические действия с произвольными числами, но я уверена, что целесообразно, хотя бы периодически, обращаться к значимым для учащихся числовым данным, тем, которые непосредственно связанны с историей родного города. Это повышает интерес к предлагаемому заданию, ведь всегда интересно узнать что-то новое о том, что тебя окружает. Кроме того, ребята, совершая действия с числами, непроизвольно будут запоминать даты и новые сведения о родном городе.
Например, ответами к разным задачам, уравнениям, примерам могут быть следующие данные из материалов школьного музея.
40000 девушек нашей области воевали на фронтах Великой Отечественной войны, почти 20000 из них ушли на фронт добровольцами. Одна из них - Санфирова О. А. стала Героем Советского Союза. За годы войны 2960 девушек Самары отправились служить в войска ПВО. Свыше 1600 работали на фронте медсестрами и сандружинницами. Более 1000 женщин были призваны в войска связи.
Урок математики – Урок Мужества был проведен ко Дню Победы, где и сюжет задач, и ответы были связаны с героическими данными о землячках-женщинах, которые стояли на защите Родины.
Одно из заданий по материалам краеведения: «Реши примеры устно, заполни таблицу, и ты узнаешь фамилию Героя Советского Союза, нашей землячки (Санфирова О. А.).
На таких уроках широко использую наглядность: иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы о героическом прошлом наших земляков.
Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.
Элементы краеведения на уроках математики и информатики повышают мотивацию, положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Методическая разработка «Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках математики»
Хотелось бы поделиться с участниками конкурса своим небольшим опытом использования элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках математики....
Доклад на тему: «Различные способы обучения на уроках математики с одаренными детьми»
Выступление на районном семинаре учителей математики...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Устинова А.И. МБОУ Волчёнковская СОШ
Происходящие социально-экономические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от соврем...
Применение элементов круговой тренировки для повышения эффективности урока гимнастики.
Конспект урока по физической культуре.Раздел гимнастика. Тема урока: Применение элементов круговой тренировки для повышения эффективности урока гимнастики....
Промежуточная аттестация по математике как способ повышения эффективности обучения математике
Статья посвящена промежуточной аттестации учащихся 10-х классов по математике. Целями промежуточной аттестации являются: установление фактического уровня освоения учащимися знаний по математике, реали...
Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности урока физики
Цифровые образовательные ресурсы становятся все более популярными в учебном процессе благодаря их способности повышать интерес обучающихся к предмету, улучшать понимание материала и способствовать раз...