Функциональная грамотность
презентация к уроку

Бокова Наталья Владимировна

Материалы к конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fg_-konferentsiya.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секция №3: Функциональная грамотность: содержание, формирование, проблемы

Слайд 2

Повестка: 1. Бокова Н.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «ПРГ» «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: пути, решения, перспективы» 2. Труднева Т.А., учитель начальных классов МАОУ «ПРГ» Мастер – класс «Читательская грамотность. Приемы работы со скрытой информацией» 3. Айсуева В.С., учитель географии, химии и биологии МАОУ «ПРГ» «Естественнонаучная грамотность на уроках географии» 4. Сансуева Х.Ц., учитель математики Оёрской СОШ «Развитие математической грамотности обучающихся»

Слайд 3

Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Слайд 4

Исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться полученными знаниями . Раньше это называли – «формализмом знаний» сегодня – «ситуационностью знаний»

Слайд 5

Ситуационность знаний: примеры

Слайд 6

Функциональная грамотность – это не новые знания или новые грамотности! Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций , в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Слайд 7

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). -Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». -Приказы министерства образования РБ -Приказы МКУ УО НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 8

Что предпринимается на федеральном уровне в рамках национального проекта «Образование» Инициирован проект « Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» по разработке национального инструментария по методологии международных исследований Регулярное информирование страны о результатах выпускников основной школы - отслеживание результатов российских учащихся по методологии PISA (PISA for schools) Обеспечение поддержки школ с низкими результатами (проект 500+)

Слайд 9

Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях Среднее значение международной шкалы 400 669 708 708 6 607 626 633 5 545 553 559 4 600 482 480 484 3 500 420 407 409 2 358 335 335 1 М Ч Е

Слайд 10

Задача подготовки учителей, способных обеспечить новые образовательные результаты 36 Подготовка школы к решению задачи развития у учащихся способности использовать в реальной жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы Формирование нового способа мышления, нового отношения к познанию (учащихся и учителей)

Слайд 11

Главные детерминанты эффективности формирования функциональной грамотности Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам PISA)

Слайд 12

- Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. - Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». - Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. - Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования . Базовые механизмы формирования и развития функциональной грамотности:

Слайд 13

Формирование функциональной грамотности Создание условий по формированию и развитию ФГ -нормативно-правовые; -кадровые; -организационные; -содержательные. Изменение в содержании образования -ООП; -внеурочная деятельность; -воспитательная работа. Изменения в технологиях Система оценки -технологическая карта урока; -технологии и формы учебно -воспитательной работы; -метапредметные конкурсы и олимпиады; -инструменты для оценки сформированности ФГ. Система формирования и развития функциональной грамотности

Слайд 14

Проблемы разграничения: формирование функциональной грамотности и оценка Основной критерий оценки функциональной грамотности: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий. Стартовая диагностика Формирующая оценка Оценка сформированности функциональной грамотности Учебный процесс – формирование функциональной грамотности Ложная установка: "В каждый предмет надо включить задачи по функциональной грамотности". Массово появляются так называемые «PISA-подобные» задания и разворачиваются программы повышения квалификации учителей. Важно : формирования функциональной грамотности – это не натаскивание на образцы оценки

Слайд 15

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы Образовательное пространство Учебные предметы , входящие в обязательную часть образовательной программы Учебные предметы, входящие в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений. Проектная / исследовательская деятельность Внеурочная и внешкольная деятельность как составляющая часть образовательной программы Использование возможностей различных сегментов образовательного пространства для формирования функциональной грамотности в школе

Слайд 16

Функциональная грамотность – результат целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности Локализация деятельности Работа на уроке / элективном / факультативном занятии Внеурочная / внеклассная / домашняя работа Содержание деятельности Выполнение контекстных заданий Составление собственных заданий по заданным или новым ситуациям Перенос осваиваемых умений на более широкую деятельность / Проектная и исследовательская деятельность учащихся Оценочная составляющая деятельности Оценка учителем (очная и дистанционная) Взаимооценка Самооценка

Слайд 17

Проблема! Содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию ФГ

Слайд 18

Что подготовлено к 2020/2021 учебному году http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Слайд 19

Отбор и применение на уроках учебных заданий по формированию МГ, ЕНГ и ЧГ заданий формата Создание картотеки PISA. Определение места заданий в учебном процессе с указанием предмета, темы урока, формируемых умений Где найти такие задания? Сайт ФИОКО Тексты ВПР Задания ОГЭ и ЕГЭ

Слайд 20

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Слайд 21

Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Задачи , поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни Ситуация требует осознанного выбора модели поведения Вопросы изложены простым, ясным языком Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.) Используются разные форматы представления информации : рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.

Слайд 22

РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Освоение основ чтения в целях: приобретения читательского литературного опыта освоения и использования информации PIRLS 4 класс, один раз в 5 лет, 2001, 2006, 2011, 2016, 2021, 2026… Освоение основ математики и естественно-научных предметов: всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) углублённых курсов математики и физики (11 класс) TIMSS 4, 8 и 11 классы, один раз в 4 года 1995,…, 2015, 2019, 2023, 2027… Сформированность функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления PISA 15-летние обучающиеся, один раз в 3 года 2000,…, 2015, 2018, 2022, 2025…

Слайд 23

Что означает, что учитель готов к развитию функциональной грамотности в учебном процессе? Учитель овладел основными понятиями , связанными с функциональной грамотностью овладел практиками формирования и оценки функциональной грамотности (различение процессов формирования и оценки функциональной грамотности) понимает роль учебных задач как средства формирования функциональной грамотности умеет отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности овладел практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность и др.) овладел технологией формирующего оценивания с учетом критериально- уровневого подхода умеет работать в команде учителей , организуя межпредметное взаимодействие

Слайд 24

Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Слайд 25

Решение - Внедрять в образовательный процесс приёмы, способы и технологии работы, обеспечивающие формирование функциональной грамотности - Внедрять новую систему учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в учебный процесс, включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет - Работать на уроках с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма) - В рамках предметных недель проводить открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность - Организовывать исследовательскую и проектную деятельность школьников с учётом необходимости формирования ФГ - Создавать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся - Активно использовать ресурсы по формированию и оценке ФГ ( РЭШ, Уроки финансовой грамотности, Уроки Цифры и т.д.)

Слайд 26

Информационно-методические ресурсы Банки тренировочных заданий https://fg.resh.edu.ru/ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Министерство образования Бурятии ИСРО РАО: http://skiv.instrao.ru/ https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной грамотности): https://apkpro.ru/news/prodolzhaetsyamarafonfunktsionalnoygramotnostivuchitelskoyakademii/

Слайд 27

Спасибо за внимание! 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...