Функциональная грамотность
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка: 1. Бокова Н.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «ПРГ» «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: пути, решения, перспективы» 2. Труднева Т.А., учитель начальных классов МАОУ «ПРГ» Мастер – класс «Читательская грамотность. Приемы работы со скрытой информацией» 3. Айсуева В.С., учитель географии, химии и биологии МАОУ «ПРГ» «Естественнонаучная грамотность на уроках географии» 4. Сансуева Х.Ц., учитель математики Оёрской СОШ «Развитие математической грамотности обучающихся»
Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
Исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться полученными знаниями . Раньше это называли – «формализмом знаний» сегодня – «ситуационностью знаний»
Ситуационность знаний: примеры
Функциональная грамотность – это не новые знания или новые грамотности! Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций , в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). -Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». -Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». -Приказы министерства образования РБ -Приказы МКУ УО НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Что предпринимается на федеральном уровне в рамках национального проекта «Образование» Инициирован проект « Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» по разработке национального инструментария по методологии международных исследований Регулярное информирование страны о результатах выпускников основной школы - отслеживание результатов российских учащихся по методологии PISA (PISA for schools) Обеспечение поддержки школ с низкими результатами (проект 500+)
Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях Среднее значение международной шкалы 400 669 708 708 6 607 626 633 5 545 553 559 4 600 482 480 484 3 500 420 407 409 2 358 335 335 1 М Ч Е
Задача подготовки учителей, способных обеспечить новые образовательные результаты 36 Подготовка школы к решению задачи развития у учащихся способности использовать в реальной жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы Формирование нового способа мышления, нового отношения к познанию (учащихся и учителей)
Главные детерминанты эффективности формирования функциональной грамотности Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам PISA)
- Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. - Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». - Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. - Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования . Базовые механизмы формирования и развития функциональной грамотности:
Формирование функциональной грамотности Создание условий по формированию и развитию ФГ -нормативно-правовые; -кадровые; -организационные; -содержательные. Изменение в содержании образования -ООП; -внеурочная деятельность; -воспитательная работа. Изменения в технологиях Система оценки -технологическая карта урока; -технологии и формы учебно -воспитательной работы; -метапредметные конкурсы и олимпиады; -инструменты для оценки сформированности ФГ. Система формирования и развития функциональной грамотности
Проблемы разграничения: формирование функциональной грамотности и оценка Основной критерий оценки функциональной грамотности: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий. Стартовая диагностика
Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы Образовательное пространство Учебные предметы , входящие в обязательную часть образовательной программы Учебные предметы, входящие в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений. Проектная / исследовательская деятельность Внеурочная и внешкольная деятельность как составляющая часть образовательной программы Использование возможностей различных сегментов образовательного пространства для формирования функциональной грамотности в школе
Функциональная грамотность – результат целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности Локализация деятельности Работа на уроке / элективном / факультативном занятии Внеурочная / внеклассная / домашняя работа Содержание деятельности Выполнение контекстных заданий Составление собственных заданий по заданным или новым ситуациям Перенос осваиваемых умений на более широкую деятельность / Проектная и исследовательская деятельность учащихся Оценочная составляющая деятельности Оценка учителем (очная и дистанционная) Взаимооценка Самооценка
Проблема! Содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию ФГ
Что подготовлено к 2020/2021 учебному году http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Отбор и применение на уроках учебных заданий по формированию МГ, ЕНГ и ЧГ заданий формата Создание картотеки PISA. Определение места заданий в учебном процессе с указанием предмета, темы урока, формируемых умений Где найти такие задания? Сайт ФИОКО Тексты ВПР Задания ОГЭ и ЕГЭ
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Освоение основ чтения в целях: приобретения читательского литературного опыта освоения и использования информации PIRLS 4 класс, один раз в 5 лет, 2001, 2006, 2011, 2016, 2021, 2026… Освоение основ математики и естественно-научных предметов: всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) углублённых курсов математики и физики (11 класс) TIMSS 4, 8 и 11 классы, один раз в 4 года 1995,…, 2015, 2019, 2023, 2027… Сформированность функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления PISA 15-летние обучающиеся, один раз в 3 года 2000,…, 2015, 2018, 2022, 2025…
Что означает, что учитель готов к развитию функциональной грамотности в учебном процессе? Учитель овладел основными понятиями , связанными с функциональной грамотностью овладел практиками формирования и оценки функциональной грамотности (различение процессов формирования и оценки функциональной грамотности) понимает роль учебных задач как средства формирования функциональной грамотности умеет отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности овладел практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность и др.) овладел технологией формирующего оценивания с учетом критериально- уровневого подхода умеет работать в команде учителей , организуя межпредметное взаимодействие
Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
Решение
Информационно-методические ресурсы Банки тренировочных заданий https://fg.resh.edu.ru/ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Министерство образования Бурятии ИСРО РАО: http://skiv.instrao.ru/ https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной грамотности): https://apkpro.ru/news/prodolzhaetsyamarafonfunktsionalnoygramotnostivuchitelskoyakademii/
Спасибо за внимание! 30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...