Буратино в стране функциональной грамотности.
видеоурок (6 класс)

Е.И.Ефремова

Урок функциональной грамотности - 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Буратино в стране функциональной грамотности».

Предмет изучения: главы из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» в рамках функциональной грамотности

Цели:

  • Обучающие:
  • определить поступков и действий героев исходя из основ ФГ
  • выявить положительных и отрицательных последствий совершенных действий
  • совершенствовать умение анализировать поступки героев, их характеры.
  • Развивающие:
  • развивать умение вести учебный диалог, аргументировать свою точку зрения;
  • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
  • развивать навык выразительного чтения.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Тип урока: Обобщающий. Комбинированный

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев.

.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Как она называется, вы скажите, угадав загадку. Вы читали её..

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут,

Скажите, как его зовут?

(Приключение Буратино или золотой ключик)

2.Вводная часть - Кто написал эту сказку?

(Алексей Толстой)

- Я расскажу немного об авторе этой сказки.

Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по- другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

3. Речевая разминка

-Сейчас ты прочтёшь небольшой отрывок из сказки. Постарайся прочесть без ошибок, соблюдая знаки препинания и интонацию. (Первое чтение про себя, второе чтение шёпотом и третье чтение вслух для всех.) (Приложение 1)

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, - маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей…

Улицу переходил полосатый кот Базилио. Которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался от этого.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка.

4. Составление плана сказки. Пересказ.

-Ребята, давайте вспомним события, происходящие в сказке. У меня есть план,

Ребята, сегодня будем работать не со всеми пунктами плана.

  1. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу шарманщику Карло.
  2. Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
  3. Буратино идёт в школу.
  4. И умненький, благоразумненький Буратино, не задумываясь, продаёт свою азбуку, чтобы попасть в театр

Буратино был деревянным мальчиком, выстроганным из бревна. Прочтя афишу о представлении кукольного театра, он интуитивно почувствовал, что куклы это его мир. (слайд – видео )

Буратино продал самое дорогое, что у него было – азбука с красочными картинками

  1. Словарная работа

Сольдо – разменная монета, которая была в обороте итальянских государств с 12 по 19 век. Название происходит от римского золотого «солида». Эти монеты были позолоченные, поэтому в сказке сольдо порой называют «золотыми». Буратино продал свою азбуку за четыре сольдо, а Карабас Барабас подарил Буратино пять золотых. Сегодня сольдо являлся одной из разменных монет в государствах, существовавших на территории современной Италии,

5.(пункт плана) Встреча с котом Базилио и лисой Алисой.

Приложение 2.

Рано утром Буратино пересчитал деньги, - золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять. Зажав золотые в кулаке, он вприпрыжку побежал домой и напевал…

Когда из глаз скрылся балаган кукольного театра и развевающиеся флаги, он увидел двух нищих, уныло бредущих по пыльной дороге: лису Алису, ковыляющую на трех лапах, и слепого кота Базилио….

- Буратино разжал кулак и показал пять золотых. Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря. (Чтение учеником)

6. (пункт плана) Страна дураков. Поле чудес. «Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - продолжала зазывать его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» - отвечал Буратино».

Это выдержка из замечательной сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 5 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а надо только поверить в чудо. ( слайд видео)

  1. - Как называют таких людей, которые обманным путем хотят завладеть чужими деньгами?

Мошенники

Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился пяти золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе.

Бедный Буратино не мог знать догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.

В сказке Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум лисе мошенникам —Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.

Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни. Это так называемые финансовые пирамиды.

Суть предложения, которое поступает всем желающим, очень проста: приносите свои деньги сегодня, а завтра забирайте их с прибылью. Причём прибыль, которую обещают устроители, намного выше, чем предложения, которые можно найти в банках. Речь идет об удвоении вклада за месяц, притом, что в банке такого не случится даже за год. И, действительно, на первых порах так и происходит. Люди вкладывают свои средства и свободно забирают их назад с прибылью, которая образуется за счет новых вкладчиков. Именно поэтому и возникло название «пирамида». Если ты в числе первых, то у тебя есть шанс получить прибыль. Но с течением времени количество участников становится слишком большим, и уже нет тех, кто приносит свои деньги, зато есть большое число тех, кто хочет их забрать. В этот момент и происходит крах, потому что деньги новых вкладчиков перешли старым в виде процентов, и возвращать уже нечего и некому

Телефонные мошенники

Цель исследования: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современном обществе и сформулировать уроки финансовой грамотности для современной молодежи.

Задачи:

  1. Проанализировать произведения, в которых литературные герои совершают финансовые ошибки.
  2. Показать на примерах из современной жизни негативные последствия таких ошибок.
  3. Сформулировать уроки финансовой грамотности для молодежи.
  1. Физминутка: Рассыпались монеты


9. Итак, каморка папы Карло… ( вернемся в начало сказки)

Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте.

Проделывая нелегкий путь, Буратино знакомится с Тортиллой. У которой есть золотой ключик и она знает его тайну..


Буратино - мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

Каждый участник нашего урока выполняет в своей тетрадке задание для своей команды. Копии заданий лежат на партах у команд.

I Задание.

I команда:

а) 1456*12= Ответ: 17472

б) 6363:21= Ответ: 303

II команда:

а) 4321*13= Ответ: 56173

б) 2954:14= Ответ: 211

III команда:

а) 2346*15= Ответ: 35190

б) 1968:16= Ответ: 123

IV команда:

а) 3457*18= Ответ: 62226

б) 4752:11= Ответ: 432

V команда:

а) 2453*13= Ответ: 31889

б) 4806:18= Ответ: 267

10.Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Самостоятельно решают уравнения в своих тетрадях, а затем выписывают полученные ответы на доске для проверки.

I команда:

(х+3)*7=133

Ответ: х=16

II команда:

124:(х-14)=31

Ответ: х=18

III команда:

(х-9)*12=132

Ответ: х=20

IV команда:

224:(х+5)=16

Ответ: х=9

V команда:

18*(х-9)=216

Ответ: х=21


К книге как к источнику света тянется и стар и млад. Часто человечество обращается за решением своих же проблем: как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни. Книга – верный друг и наставник - даёт ответы на эти вопросы. Вместе мы преодолеваем многие проблемы и сложные ситуации. Этот опыт, пусть даже и книжный, помогает нам в дальнейшей жизни.

Произведение, рассмотренное в моём исследовании, оказалось актуальным и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в нем, существуют и по сей день.


Рефлексия


Приложение:

1 Семейный бюджет и запас на непредвиденные расходы

В одном из предложений было сказано: «Папа Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно уже сломалась». У папы Карло, к сожалению, мало денег. Если бы он стал снова молодым, что можно было бы ему посоветовать? Советы могли быть следующими: вести семейный бюджет, контролировать расходы, откладывать деньги в резервный фонд (на непредвиденные ситуации), на пенсию, когда он не сможет много трудиться. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. Помогает ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.


#1055;отребительская грамотность

Эпизод в харчевне «Трех пескарей» помогает рассмотреть пример о правах потребителя.

«- А за ужин кто будет платить?
- Ой!, - пискнул Буратино, - сколько?
- Ровно один золотой…»
В харчевне Буратино не попросил меню, не ознакомился с ценами, поэтому хозяин заведения впоследствии потребовал завышенную оплату. После этого хозяин не выдал чек. В данной ситуации можно обратиться к «Закону о защите прав потребителей». Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегатов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегатов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.










Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...