Работа классного руководителя по профилактике табакокурения, употребления ПАВ, алкоголя и наркотиков
статья

Курманбакиева Любовь Алексеевна

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребенка. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа классного руководителя по профилактике табакокурения, употребления ПАВ, алкоголя и наркотиков»

Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем…

(И. Павлов).

На долгом и трудном пути развития человечества люди, как эстафетную палочку, передают от родителей к детям, от предшествующих поколений и последующим не только жизненный опыт, нравственные ценности, добрые традиции, но и их антиподы, глубоко проникшие в современную цивилизацию, ставшим частью субкультуры, это табакокурение и алкоголизм. Но именно сейчас, когда человечество вышло в космос, создало роботы, и ЭВМ, постигает тайны гена, табакокурение и алкоголизм встают во всем неприглядном, обнаженном виде, как зло, которое должно быть уничтожено, как и запасы ядерного оружия.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребенка. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 

Для установления контактов с подростками важна правильная позиция классного руководителя. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к трудновоспитуемым. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Учителю надо восстановить у каждого трудновоспитуемого положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей. 

Современно, к примеру, звучит такое высказывание: «Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как надо работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие. Они, противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ноги на ногу и тиранят отца и мать». Чем не сегодняшний день? А ведь слова эти сказаны Сократом более двух тысяч лет назад.

В эпоху акселерации и неодинакового физического развития одной и той же возрастной группы черты, присущие подростковому возрасту, проявляются особенно отчетливо. Это, прежде всего, стремление к самостоятельности, к высвобождению из-под опеки и контроля взрослых, стремление к группированию со сверстниками, появление всякого рода увлечений (хобби), как правило, модных, а также рано и сильно пробуждающееся половое влечение. 

Есть еще один фактор, усугубляющий сложности переходного возраста в нашу бурную эпоху. Когда все круто меняется – от уклада быта, одежды, распространенных развлечений и до системы профессиональной подготовки, когда чуть ли не каждый день появляются новые, ранее неизвестные специальности, когда лавина самой разнообразной информации обрушивается на еще неокрепший разум – тогда гораздо труднее встать во взрослую самостоятельную жизнь, разбираться в своих желаниях и возможностях. Поэтому, говоря о «трудном возрасте» и «трудных подростках», надо помнить, что они трудны не только для взрослых. Самим подросткам в эти годы бывает очень нелегко. 

Отношение подростков к алкоголю, причина ранней алкоголизации интенсивно изучаются сейчас во всем мире.

Почему же люди пьют? С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время: 

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьбы и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство – без причин.

 Многие родители считают, что нет ничего страшного в том, что в праздник 12-13 летний сын выпьет с ними немного вина или шампанского. Но они жестоко ошибаются. Алкоголь – яд, в какой бы красивой упаковке он не подавался.

В своей работе как классный руководитель я провожу беседы с ребятами по борьбе с курением и алкоголем, разъясняю детям и подросткам, какой вред приносит курение и употребление алкогольных напитков, просматриваем ролики, направленные на борьбу с алкоголем и табакокурением, привожу различные примеры здорового образа жизни. Например, если подросток тянется к папиросе, то можно попробовать привести в пример кого-нибудь из окружающих, кто не курит и пользуется уважением и симпатией, использовать его авторитет. Бывает, что мальчика-подростка убеждает во вреде курения рассказ об известном спортсмене, который потерял шансы на победу, так как не бросил вовремя этой плохой привычки. Иногда на девушку действует угроза опасности потерять красивый цвет лица, блеск глаз, приятный голос.

Проводились инсценированные классные часы, которые мы готовили совместно с классом. Очень всем запомнился классный час «Суд над сигаретой». Трое мальчишек, которые ранее были пойманы за курение, были адвокатами защищавшими сигарету, которые пытались доказать что курить здорово, две девочки выступали в роли прокуроров, также у нас были свидетели обвинения, я была судьей и остальные были «господами присяжными». В итоге классного «суда» был вынесен смертельный приговор и сигарету утопили в ведре с водой.

Проводила анкетирование, и результаты оказались противоречивые. В конце анкетирования попросила, чтобы все писали свои пожелания и задумки. Все 21 человек, а столько их у меня было в прошлом выпуске, писали, что они за здоровый образ жизни, против алкоголизма и курения. Были такие ответы: «Если сейчас проиграем, то это навсегда»; «Хорошо все продумайте, молодежь»; «Разве старшие не виноваты, они же для нас пример»; «Думайте о будущем»; «… ведь будущее в руках молодежи»; «Все в Ваших руках»; «Чтобы все наркотики исчезли». 

Но взрослые, прежде всего, обязаны подавать хороший пример, а потом уже убеждать. Только таким образом можно достичь желаемого результата. Меня ребята спрашивают: «Пью ли я?» и тут надо отвечать только честно.

Алкоголизм и курение приобрели в обществе характер эпидемии. А главное – победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Возможно, что в далеком будущем проблема алкоголизма и курения будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что примерно у 15 % людей имеются гены, отвечающие за проявление так называемого комплекса удовольствий. Именно эти гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Родители с рождения ребенка начинают показывать примеры «как пить», «как курить». Основным мотивом употребления алкоголя является давление компании. 

Главные ошибки современных семей:

  • нехватка семейного общения; 
  • безразличность в делах детей; 
  • злоупотребление алкоголем, курением самих родителей. 

У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизму. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания. А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л. Н. Толстым по поводу табак курения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».

Давайте вместе работать, чтобы приблизить эту эпоху быстрее.

Доклад подготовила Курманбакиева Л. А., учитель английского языка.

Источники:

  1. https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-2092
  2. https://infourok.ru/doklad-na-shmo-klrukovoditeley-profilakticheskaya-rabota-po-preduprezhdeniyu-alkogolizma-narkomanii-toksikomanii-i-tabakokureniy-1397874.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс...

план работы классного руководителя по профилактике суицида

Суицид частое явление в сегодняшней жизни. Поэтому этот материал пригодится классным руководителям, которые столкнулись с данной проблемой...

Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании.

Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании....

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям....

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...