Инновационная деятельность как условие повышения качества образования
методическая разработка

Митрошина Елена Акиповна

Инновационная деятельность как условие повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность как условие повышения качества образования

В настоящее время наблюдается  снижение познавательной активности обучающихся. Им не интересно просто механически заучивать и воспроизводить заданный материал.  Тем более, в настоящее время наблюдается прорыв в компьютеризации различных видов деятельности. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают информационную среду, в которой как обучающийся, так и преподаватель обретает качественно новые возможности.

 Инновационная деятельность преподавателя.

«Хороший учитель может научить других  даже тому, чего не  умеет сам»

(Тадеуш  Котарбиньский)

«Инновация» в переводе с латинского языка означает «новшество, новизна, изменение»

Как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании, методах и  формах,  технологии обучения и воспитания с целью повышение их эффективности.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Основные признаки инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, гибкость мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое  инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Инновации в обучении:

- новые методики преподавания;

- новые способы организации занятий;

- новшества в  методах оценивания образовательного результата

Педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Технологии для мотивации  познавательной деятельности обучающихся.

          Кейс – метод - позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых,

их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать  альтернативную точку зрения, и аргументировано  высказать свою.

Педагогическая мастерская. На вопрос, что такое педагогическая мастерская, можно ответить следующее: мастерская - это средство передачи преподавателем  концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

Технология постановки целей. Цели обучения формируются через результаты  обучения, выраженные в действиях обучающихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.

Баскет-метод. Суть этого обучения - активное вовлечение обучающихся в учебный процесс. На занятиях учитель в центре внимания: он - не мудрец, а помощник, проводник знаний.

Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно  составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой.

Модульная технология. Цель модульной технологии – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.        

Все это делается, чтобы учащиеся могли работать с материалом самостоятельно, так как сначала им дается пакет информации и методов работы.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая  или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного  результата деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решениями задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.

Главным результатом исследовательской  деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде.

IT-технологии усиливает положительную мотивацию  обучения,  активизирует познавательную деятельность   обучающихся.  Внедрение этой технологии позволяет сформировать информационную структуру управления образовательным учреждением; осуществлять планирование учебного процесса; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.

Так, что же выбрать? Учитель или компьютер? Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его; разумное использование компьютера на уроках продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение.

Использование ИТ-технологий позволяет повысить мотивацию обучения учащихся, добиться высоких показателей качества обученнности учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.

Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

- разнообразие форм учебной деятельности;

- комфортность работы с материалом;

- повышение мотивации обучения;

- усиление наглядности урока;

- эффективность усвоения материала;

- оптимизация учебного процесса.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Компьютеризированное обучение на базе данных технологий не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.

При этом обучающиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. Они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Новые педагогические технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Анализ полученных результатов

Использование современных  технологий в преподавании своих дисциплин и ПМ,  позволило развить интерес обучающихся к специальности. Классические и интегрированные уроки с использованием  презентаций, тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее.

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.

Использование современных технологий обеспечивает следующие результаты:

  • резко повышается интерес обучающихся к работе и их активность;
  • формируется умение обучающихся принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
  • преподаватель  освобождается от большого объёма рутинной работы;
  •  предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

            Анализируя показатели работы преподавателя, из графика видно, что применение ИКТ в образовательном процессе, способствует повышению процента качества усвоения материала  обучающимися.        

          Таким образом, в большинстве случаев применение ИКТ положительно сказывается на мотивации обучающихся, а, следовательно, и на качестве обучения.

              Основные особенности применения современных образовательных технологий состоят в следующем:

  • качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  • с помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными приложениями;
  • слайды  презентаций легко редактировать;
  • видеоинформация обеспечивает лучшее представление принципа работы оборудования и выполнения процесса обработки;
  • рисунки, выполненные в качестве вставки на слайдах презентаций, не сравнимы с рисунками, выполненными преподавателем на доске;
  • используя в презентациях гиперссылки, можно легко перейти к взаимосвязанной информации, не тратя время на поиски плакатов;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности урока;
  • установление межпредметных связей с другими предметами;
  • обучающихся привлекает новизна проведения занятий;
  • создаётся обстановка реального общения, при которой обучающиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу;
  • обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой;
  • у обучающихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания  (сами готовят презентации, доклады, видеоролики, проекты);
  • при выполнении практических действий проявляется самоконтроль;
  • использование тестовых заданий экономит время на опрос;
  • возможность опросить сразу всех обучающихся на занятии;
  • повышается авторитет преподавателя среди обучающихся.  

Таким образом, эффективность использования существующих возможностей для применения современных  образовательных технологий очевидна. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность обучающихся.

Несмотря на явные плюсы, имеются проблемы, которые тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование:

1. Экономические – современные образовательные  технологии требуют дорогостоящей техники.

2. Психолого-педагогические – не каждый преподаватель будет тратить массу личного времени на поиски информации, ее переработки и изложении в электронном виде.

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления необходимо учитывать, прежде всего, индивидуальность и неповторимость каждого человека.

Заключение

Инновационная деятельность преподавателя – является необходимой тенденцией современного времени, и вопрос: «Применять или не применять современные технологии в деятельность преподавателя?» давно решен положительно.

Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением современных педагогических технологий и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и обучающихся.

Использование  в учебном процессе современных педагогических технологий позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, активизировать их самостоятельную работу с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение  ИКТ и мультимедиа в процессе проведения лекционных занятий, тестирования, зачётных занятий, игр и т.д.

Эффективность данного обучения достигается лишь в том случае, если сам преподаватель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения.

Многие авторы, изучающие и разрабатывающие данную проблему, отмечают, что современные образовательные технологии являются наиболее подходящим средством в обучении. С их использованием процесс обучения перешел на качественно новый уровень.

         

       Литература

  1.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
  2.  Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  3.  Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
  4.  Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
  5.  Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
  6.  Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
  7.  Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января.http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...

Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.

Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.

В работе рассматривается технология "Развития критического мышления" и проблемное обучение как способ развития творческой и познавательной деятельности учащихся...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...