Технология Личностно-ориентированного обучения
методическая разработка

Хаустова Елена Владимировна

 «Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tehnologiya_lichnostno-orientirovannogo_obucheniya.docx6.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технология Личностно-ориентированного обучения

Выступление на школьном МО  Хаустовой Елены Владимировны - учителя математики

Автором разработчиком личностно-ориентированной системы  явилась Якиманская И.С. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».

Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.

Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.

Личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.

 Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, само ценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

 Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

И. С. Якиманская считает  необходимым в построении модели личностно-ориентированного образования различать следующие термины:

Индивид - человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).

Индивидуальность (от лат. "особь") - единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.

Личность - человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе.

Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования, Якиманская исходит из следующих положений:

  • Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей
  • Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.
  • Школа - это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.

    Цель обучения при личносто-ориентированном образовании: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

    Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития.

Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:

  • самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
  • принимать самостоятельные и ответственные решения;
  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
  • принимать ответственность за себя и своё окружение;
  • строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:

  • выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;
  • предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;
  • выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.

Основное педагогическое условие – преемственность знаний.

В качестве главного метода работы на уроке выступает рефлексия. Рефлексия направлена на выявление «смыслового поля», она смещает акценты с того, что ученик сделал, на то, как он это делал. Ученик должен уметь рефлексировать своё сознание, учитель – активно, корректно и этично использовать рефлексию ученика в образовательных целях.

 

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Эффект создания и управления личностно-ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

• признание ученика основным субъектом процесса обучения;

• определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;

• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.

 

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса можно выразить следующим образом:

• учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний в учебнике  должно быть направлено на преобразование личного опыта каждого ученика;

• в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

• образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

 В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, которая обеспечивает ученику возможность  саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...