Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с РАС.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Грязева Татьяна Борисовна

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программыдлядетей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с РАС.

Структурные компоненты АДОП, отвечающие особым образовательным потребностям детей с РАС:

актуальность – что может включаться в актуальность программы для детей с РАС.

В ходе дополнительного образования детей с РАС необходимо ориентироваться на их особые потребности, и поэтому при организации дополнительного образования требуется решать более сложные задачи, чем при работе с детьми, имеющими другие нарушения. В случаях, например, серьезного недоразвития социальных навыков или при отсутствии вербального общения некоторые модели самостоятельности неприемлемы, и такие дети нуждаются в особых условиях бучения с сопровождением и дополнительным пространством. Некоторым детям необходимы специальные условия, изолирующие от освещения или шумов, а также для

удовлетворения особых сенсорных потребностей.

Организация дополнительного образования детей с расстройствами аутистического спектра должна быть адаптированной к их потребностям, а также доступной, несмотря на то, что в будущем многие из них не смогут заниматься профессиональной деятельностью.

цель - постановка цели с учетом ООП детей с РАС:

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

задачи - постановка задач с учетом ООП детей с РАС:

коррекционно-развивающие задачи, оздоровительные задачи для детей с РАС.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение навыками адаптации в коллективе сверстников;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе

на основе представлений о нравственных нормах, социальной праведливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

ожидаемые результаты – какие «проблемы» могут быть улучшены с учетом ООП детей с РАС.

Личностные

- проявления уважительного отношения к мнению других;

- овладение навыками пребывания в коллективе сверстников;

- заинтересованность в учебной деятельности, в том числе и совместно со взрослым и с другими детьми;

- активизация самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные

- активизация учебной деятельности;

2.2  Особенности обучения – специфика взаимодействия и обучения детей с РАС.

Проектирование социально-педагогических эффектов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

При обучении детей с РАС необходимо соблюдать следующие условия.

- создание специальных условий для получения дополнительного общего образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала обучающегося;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм получения образования обучающимися образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.

- Создание положительного эмоционального контакта с педагогом и другими

учащимися.

Личное обращение к ученику с РАС первостепенно в общении, та как эти дети не воспринимают фронтальную инструкцию для всего класса. Необходимо дополнительно повторить задание для этого ребенка, обращаясь непосредственно к нему. Иногда достаточно улыбки, кивка головы или, наоборот, какого-то условного знака, обговоренного с ребенком заранее.

В течение занятия нужно использовать приемы позитивного подкрепления, обращенные лично к ребенку.

Поведение ребенка с РАС может пугать детей или стать причиной насмешек над ним со стороны остальных учащихся, поэтому необходимо участие педагога в создании положительной репутации такого ребенка. Желательно акцентировать внимание учащихся на сильных и интересных сторонах его личности, серьезных знаниях, одаренности в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему.

- Учет личностных особенностей ребенка.

Педагоги должны учитывать повышенную чувствительность, ранимость, возможно,

брезгливость, специфические страхи ребенка с РАС. Нельзя ребенка упрекать за это, необходимо предусмотреть другие возможности выполнения задания.

Необходимо учитывать трудности самостоятельного выбора и ставить вопрос выбора таким образом, чтобы ребенок выбирал из того, что ему знакомо или нравится.

Для самостоятельной деятельности ребенок с РАС должен накопить значительный опыт успешности, только в этом случае он начинает стремиться к преодолению различных трудностей, но делает это сначала крайне негибко, как маленький ребенок, демонстрируя и чудовищный уровень притязаний, и катастрофические реакции на неудачи.

Дети с РАС с тяжело переносят свои неудачи. Необходимо не утешать и успокаивать ребенка, поскольку это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед. Именно это может стимулировать ребенка с РАС продолжать делать

усилия, научить его выстраивать перспективу в наращивании сложностей задания, конструктивно воспринимать возникшую трудность: не как полное поражение, а как отдельный рабочий момент в успешном продвижении к результату.

- Организация учебного времени, использование стереотипов поведения.

- Оборудование рабочего места ребенка до начала занятия.

- Начинание педагогом действия в знакомом ребенку ритме, пении, особом обозначающем их слове, картинке, вещи, прибаутке, проговаривании условленного стихотворения, что позволит ребенку отреагировать на стереотип и автоматически войти в его реализацию.

- Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в образовательном учреждении. Четкое определение места занятий для ребенка с РАС, четкое понимание им, что он должен делать во всех других местах здания, где он бывает, в некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы.

- Помощь в организации себя во времени: усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего учебного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в образовательное учреждение и уходом домой, порядком этих дней в учебной неделе и т. п.

- Организация индивидуально адаптированного режима занятий, возможность своеременного переключения и отдыха.

- Организация места для занятий так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано: ребенок должен сидеть так, чтобы не видеть отвлекающих пособий и двери; на самом столе (рабочем месте) должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного

занятия.

- Ребенка с РАС надо учить, как использовать расписание, что поможет значительно улучшить самоорганизацию и уменьшить «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения. Новые занятия, вводимые как дополнительные, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком,

обычно отвергающим любые попытки перемен.

- Постепенное усложнение и развитие усвоенного ребенком с РАС порядка взаимодействия, посредством введения в знакомый ребенку режим все больше возможных вариаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Акулята»

В рамках работы спортивной секции «Акулята» предусматривается укрепление здоровья детей с ЗПР, коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию, компенсацию и социальну...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»...