«Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ»
методическая разработка

Карпович Надежда Геннадьевна

          Патриотическое воспитание признаётся сейчас одной         из главных целей в системе российского образования. 

Стало очевидным, что большинство молодых людей не имеют чётких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о её настоящем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ»

М/О классных руководителей  28.03.2023

Доклад подготовила Карпович Н.Г.

          Патриотическое воспитание признаётся сейчас одной         из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство молодых людей не имеют чётких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о её настоящем.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования:

 -  необходимость успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда;  

- усиление воспитательной функции образования, формирование  трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

     Сегодня в системе образования  Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.      Школа, ведущая работу по патриотическому воспитанию учащихся,  воспитывает  человека-патриота, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.  Он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и, если потребуется, отдать свою жизнь за Родину, за свой народ.

     Систематическая работа с учащимися с ОВЗ по патриотическому воспитанию важна и актуальна.  Основными направлениями в системе патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ можно определить следующие:

     • Духовно-нравственное.

Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

     • Историко-краеведческое.

Цель: познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

     • Гражданско-патриотическое.

Цель: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу.   

  • Социально-патриотическое.

Цель: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

     • Военно-патриотическое.

Цель: формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

     • Героико-патриотическое.

Цель: ориентировка на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

     • Спортивно-патриотическое.

Цель:  развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Какие методы и формы патриотического воспитания, воздействуют на чувства обучающихся с ОВЗ на  их волю, сознание, способствуют развитию творческой  инициативы, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной деятельности.

- обсуждение художественной литературы о защитниках Родины,  просмотр видеофильмов, дифференцированных с учетом возрастных особенностей воспитанников;

- эмоциональный рассказ о родном крае, городе, селе;

- приведение положительного примера на уроках мужества и памяти;

- экскурсия в краеведческий музей, посещение памятных мест;

- прослушивание народной музыки, разучивание патриотических песен

- разучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;

- проведение мероприятий по изучению государственной символики России.

Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И, конечно же, лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи. 

Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому считаю, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Патриотическое воспитание обучающихся Кадетского корпуса.

Конкурсный отбор лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Аналитическая справка...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....