«Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича»
методическая разработка

Наумова Надежда Анатольевна

 Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В. В. Воскобовича.

Задачи:

1.Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2.Познакомить с инновационной технологией «Фиолетовый лес», с методическими приемами использования пособия в образовательной и исследовательской деятельности.

3.Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в исследовательской деятельности.

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются в первую очередь для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, по- этом поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые должен ставить перед собой педагог.

 Формирование познавательных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно происходить как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком, оно направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления

и других сторон его личности. В дошкольном воспитании экспериментирование является эффективным методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой — позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно-научных представлений дошкольников, к опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь,

соблюдать правила безопасности. Освоение система-типизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Когда ребенок экспериментирует, он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Таким образом, развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- формирование у дошкольников диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности

детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Полноценной реализации поставленных задач способствует игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Все обучение по данной технологии осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенству - воображение, символическая функция сознания; формируется внутренний характер мотивации, что немаловажно при организации опытов. Дети играют потому,

что им нравится сам процесс игры.

   Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребенка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игр: возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Применяя развивающие игры Воскобовича в своей работе, следует понимать, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Имеет свое место и время определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

Игру существенно дополняет сказка, она вводит ребенка в «необыкновенный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям. Сказки методики содержат игровое обозначение понятий, дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре. При организации экспериментальной деятельности дети оказываются в сказочной стране, где ее жители, попадая в затруднительную ситуацию обращаются к ним за помощью или просят научить тому, чего не знают сами. Обычный опыт превращается в чудесную сказку, в которой ребенок путешествует по волшебному лесу, становится фотографом, художником, следопытом или волшебником. При организации занятий очень часто в гости к детям «прилетает» их друг Ворон Метр со своим волшебным сундучком, в котором спрятаны интересные задания, появляются Незримка Веюсь и Радужные гномы, по следам которых дошкольники попадают в волшебный мир превращений и путешествуют по интересному миру красок. В самом начале внедрения технологии в русле опытно-экспериментальной деятельности был разработан тематический план, где игры Воскобовича могут выполнять роль дидактического материала как при организации непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности.

Внедрение технологии строится поэтапно.

На первом этапе: ознакомление детей с персонажами сказок и образной

терминологией, с игровыми заданиями в зависимости от поставленных задач и исследуемого объекта.

На втором: освоение детьми игровых приемов, способствующих развитию навыков конструирования, выполнение заданий, требующих интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Заключительный момент представляет собой обучение детей действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

С помощью игры «Прозрачный квадрат» дети знакомились со свойствами льда, снега и воды. Обыкновенные прозрачные пластинки становились «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях Ворона Метра, дети не только проводили эксперименты, но и осваивали правила безопасного поведения в зимний период. Увлекательным занятием для детей стала игра с «Геоконтом», в процессе которой они знакомились с таким свойством, как упругость, мягкость резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение) Выполняя задания Паука Юка, дети узнали, какие предметы тонут или не тонут, почему «летает» его паутинка. Обнаружив пакетик с луковицей, семенами бобов и гороха, которые дети нашли, идя по следам Незримки Веюсь, они смогли понять закономерность роста растений, что появляется вначале, корешок или стебелек, что для роста растений необходимы вода и свет. Исследуя следы Незримки Веюсь, дети устанавливали закономерность между сухой и мокрой землей, песком, глиной (где Незримка Веюсь может оставить след). Используя игры Воскобовича в своей работе, я  добились того, что дети с удовольствием включаются в экспериментирование. Практически вся экспериментальная деятельность проходила в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему. Важно побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, придумыванию новых опытов, экспериментов. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря использованию игр при организации опытно-экспериментальной деятельности они стали идти на контакт со сверстниками, что способствовало социально-личностному развитию дошкольников.

Во время непосредственно-образовательной деятельности «Удивительное рядом» с использованием игр и пособий В. В. Воскобовича «Логоформочки 3», «Лепестки Ларчик», «Прозрачный квадрат»,

«Коврограф ларчик» дети с удовольствием знакомились со свойствами неживой природы: вода превращается в лед, какой формы получатся льдинки, если воду налить в определенную форму и др.

Используя игры В. В. Воскобовича, во время организации опытно-экспериментальной деятельности удается создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать их любые предложения. Очень важно заинтересовать детей данными играми, ведь если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

Сейчас дети легко справляются с заданием и сами усложняют его. На данном этапе, мы стали уделять очень большое внимание проявлению их самостоятельности при экспериментировании. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как во время постановки опытов

тренируются умения, совершенствуется умелость и интеллект и. самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Я предлагаю вам сегодня поучаствовать в заданиях с использованием игровой технологии.

 «Помоги утеплить норки» (от 3-х лет)

Задачи: закрепление умения выделять размер- большой, средний, маленький; развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: в Фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ежики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик начал собирать большие листики, маленький-средние листочки. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками для своей норки и стала собирать маленькие листочки. Норки получились теплыми, уютными и красивыми.

Задание: помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

«Придумаем сказку» (от 5 лет)

Задачи: закрепление знаний об окружающем мире, развитие речи, вербально – логического мышления.

Материалы и оборудование: фигурки животных, насекомых, листочки деревьев.

Игровая ситуация: Сегодня с вами мы превратимся в сказочников и сочиним сказку про Фиолетовый лес, ее жителей. Но сочинять ее мы будем все вместе. Я начну, а вы будет продолжать по очереди. Жили- были в Фиолетовом лесу…. (Воспитатель предлагает дальше развить сюжет. Каждый ребенок придумывает предложение с использованием предлагаемых пособий.)

 

«Ходят капельки по кругу» (5-7лет)

Задачи: Сформировать у детей первые представления о круговороте воды в природе. Повторить свойства воды: капает, брызгает, струится, мочит предметы.

Материалы и оборудование: капельки воды, стрелочки, облака и тучки, озеро, солнышко.

Игровая ситуация: Ворон Метр пригласил всех жителей Фиолетового леса на очень интересное занятие. Он рассказал о круговороте воды в природе, жителям очень понравился рассказ ворона Метра  о путешествии капелек. После Метр решил еще и все схематично показать.

Задание: помоги Ворону Метру изобразить круговорот воды в природе.

 

«Вот такие мы разные» (4-5лет)

Задачи: расширить и закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных.  Развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Материалы и оборудование: герои Фиолетового леса (ежик, птицы, лягушка, змея, мышка, ящерица, улитка, карточки с изображением диких животных).

Игровая ситуация: в Фиолетовом лесу праздник весны, все звери и птицы собрались на полянке. Незримка Всюсь впервые оказался на этом празднике, он совсем мало знает о жизни зверей в лесу (как их называют, что они кушают и какой их образ жизни). Лопушок решил рассказать Незримке Всюсь о жителях леса.

Задание: Помоги Лопушку рассказать о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются и как нужно вести себя в лесу, чтобы не пугать жителей.

 

«Береги природу!» (4-7 лет)

Задачи: познакомить детей с правилами поведения в природе.

Материалы и оборудование: малыш Гео, Лопушок, змея, Пчёлка Жужа, Околесик, озеро Айс, образцы мусора (маленькие кусочки бумаги), экологические знаки, карандаши красного и зеленого цвета.

Игровая ситуация: жарким летним днём, когда хочется спрятаться от солнышка, малыш Гео и Околесик пошли прогуляться в лес. Но когда они его увидели, очень расстроились: не слышно было пения птиц, не цвели цветочки, а в озере плавал мусор.

Задание: помочь навести порядок в лесу, рассказать о правилах поведения в природе, нарисовать экологические знаки.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проведение занятий в игровой форме с использованием развивающих игр Воскобовича занятий-развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений,

способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе уч...