Психологическая грамотность межличностных отношений воспитанник-воспитатель
методическая разработка

Доклад на МО воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_vospitat.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области  «Колушкинская специальная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«Психологическая грамотность межличностных отношений воспитанник- воспитатель»

                                                                                 

                                                                                     

Подготовила:

педагог-психолог

                                                             Панченко  Т.Ю.

10.04.2022 г

Две главные фигуры в школе-интернате – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.  Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.   Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.   

Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Педагог не всегда осознает свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении педагога и ребенка должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Воспитателю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к группе, показ целей деятельности, передачу воспитанникам понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с группой, изменение стереотипных негативных установок к отдельным воспитанникам.                                                                                                                                          С социально-педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннего мира друг друга: Педагог пользуется своим опытом “вхождения” в мир других: например, выслушивает ребенка, старается понять его настроение, его чувства. Воспитатель подходит к детям с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.  Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности.  Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности.   Но если воспитанник чрезмерно возбужден  и  установить общение путем активного слушания  не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить воспитанника,  постараться привести  в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательного процесса. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.  Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. 
Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых 
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные 
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я». Обычно  конфликты возникают между педагогом и воспитанником в 
подростковом возрасте. Здесь важно, что воспитатель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.            
Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» 
 Недостаточный профессионализм  воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с воспитанниками: 
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса; 
• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным  воспитанникам, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство; 
• в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей; 
• в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»; 
• в неумении организовать познавательный интерес у детей; 
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика; 
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника; 
Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя? 
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет). 
2. Любовь к своим воспитанникам                                                                                                         3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.                            
Отрицательные качества воспитателей: 
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца. 
2. Выделяет отдельных воспитанников. 
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок. 
4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения. 
5. Относится как к маленьким. 
6. Относится неуважительно. 
7. Не умеет хранить тайну.                                                                                                      
Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях: 
1. Не оставлять ни одного ребёнка  в бездеятельности. 
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой. 
3. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой. 
4. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени. 
5. Уважительное отношение к личности воспитанника, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.  И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

Методические рекомендации воспитателю по поддержанию

психологического комфорта в школе - интернате.

  • Воспитатель должен входить принимать детей с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагогу вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме, а не срываться на детях.
  • Воспитатель должен хорошо знать возрастные психологические особенности детей, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную возникшую ситуацию.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов является регулирование и коррекция поведения воспитанников, оценка их действий.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными детьми. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего воспитанника с высокой самооценкой, важно отметить пользу и для самого воспитанника, и для остальных ребят (А.В.Макаренко)
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
  • Психологический дискомфорт для педагога, а затем и для воспитанника, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому педагогу важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Заканчивать прошедший день общей оценкой работы коллектива и отдельных воспитанников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда за пройденный день. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний, иначе замечания перестанут замечаться.
  • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
  • Обращайтесь за помощью к самим ребятам. С нарушителями, которых коллектив не поддерживает легче справиться.
  • Не допускайте конфликтов с целым коллективом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый педагог - это такой педагог, поступки которого оправданы в глазах воспитанников.

Заповеди педагога

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудачах дети озлобляются.

– Не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Методическая разработка на тему «Роль психологических барьеров в установлении межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия и способы их устранения»

           В настоящее время задача подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группах учащихся приобрела особую важность. Однако анализ практической...

Психологический климат и межличностные отношения в команде

Психологический климат в командеСплоченность командыПсихологическая совместимость...

сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"

сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"...

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах

Диагностика  социометрического  статуса  каждого  ученика  в  классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....