Панорамный урок
материал
Предварительный просмотр:
ПАНОРАМНЫЙ урок.
ПАНОРАМА - от греческого ПАН –всё; то есть полный охват явления, РАМА – вид, в живописи панорама – это картина с крупным обзором и передним планом, чем достигается иллюзия реального пространства.(БСЛ)
Панорамный урок есть не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок есть один из вариантов самообщения и пропаганды передового опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.
В зависимости от целей, которые преследует педагог, особенностей опыта, специфики предмета и других причин в практике появилось уже несколько разновидностей урока-панорамы.
- Диалоговая панорама
педагог делает краткое сообщение о сути и результате опыта, его основных идеях, а затем происходит диалог автора опыта (идеи) с аудиторией методом вопросов-ответов. В ходе диалога может возникать и дискуссия.
- Дискуссионная панорама –
педагог уже в ходе вводного сообщения или после ставит перед аудиторией острые вопросы, выдвигает неожиданные идеи, мысли и т.п., чем вызывает спор, полемику, поиск альтернативных решений, либо доказательства правоты высказанных мыслей.
- Панорама – заявка на изобретение.
Педагог использует рассказ о своём опыте, о системе уроков как средство для доказательства верности своего изобретения, открытия, новшества, технической идеи, методической новинки и т. д.
- Панорама – как результат творческого воплощения апробирования чужой научной идеи, находки, опыта, проверка её жизнеспособности массовой школьной практики.
- Коллективная панорама.
Своеобразный панорамный обзор системы уроков, в котором принимает участие один или несколько педагогов, которые:
А) либо взаимно дополняют выступления друг друга, показывая, как одна и та же идея, открытие, метод, приём срабатывают в руках у разных людей, в различных ситуациях, по различным предметам.
Б) либо в ходе дискуссии показывают различные пути, способы, варианты решения одной и той же проблемы на уроках, предоставляя судить аудитории о том, чей путь, способ, вариант результативнее, полезнее, выгоднее и т.п.
Внутри каждой из названных выше разновидностей урока панорам могут возникать самые различные варианты, например:
- Учитель даёт только словесное обобщающее сообщение.
- Учитель сочетает словесный обзор с наглядной иллюстрацией (показом наглядных пособий, таблиц, картин, дидактического материала, приборов, моделей, обобщением на классной доске , использованием кино-, видео-, слайдо- фрагментов, музыкальных вставок и пр.)
- Словесно-иллюстративная беседа учителя с аудиторией сопровождает показом сюжетных сценок, фрагментов моделированного урока, дидактических игр ит.п. С привлечением приглашённых учащихся или педагогов из числа присутствующих в аудитории. Живые сценки и фрагменты могут чередоваться с видео- и кинофрагментами урока автора опыта или показа созданного о нём слайда, словесными пояснениями, дискуссией и т.п.
- Учитель не стремится охватить всю систему уроков, все стороны урока, а стремится выделить из своего арсенала форм, методов, средств, которое наиболее наглядно представляет его опыт, или творческое отношение к делу, или направленность педагогического поиска
Все перечисленные выше разновидности и варианты урока-панорамы могут быть ещё по-разному методически организованы:
- Как встреча педагогов-новаторов; учёным – автором научной идеи, концепции; мастером производственного труда.
- Встреча - диалог мастеров педагогического труда с начинающими педагогами (или даже студентами педвуза.
- Как «круглый стол» творчески работающих учителей, активно внедряющих научные идеи и передовой опыт.
- Как деловая игра «Аукцион идей» т.е. в форме защиты своих творческих находок, разработок изобретений на конкурсно-дискуссионной основе и т.д.
Только названия, данные панорамным урокам, говорят о большом многообразии этой интересной и новой формы пропаганды всего нового, передового в школьной практике. Например, «Уроки нового типа и их место и роль в системе моих уроков», «Как я реализую основные идеи опыта В.Шаталова», «Идеи развивающего обучения и их практическое воплощение на уроках», «Коллективный способ обучения в парах сменного состава и его применение на уроках учителей города, области», «Опорные схемы на уроках», «Пять основных способов подачи нового материала на уроке», «Как я организую самостоятельную работу учащихся», «Что мне дали идеи педагогики сотрудничества в практической работе», «Интегративный подход к реализации научных идей ведущих дидактов, педагогов и психологов современности на уроках», «Как рождается урок» и т.д.
Панорамный урок во всём его многообразии занимает сейчас заметное место среди традиционных и новых форм методической работы с педагогическими кадрами и как самостоятельная форма педагогического общения, и как органическая составная часть педагогических чтений, слётов, конференций, семинаров, заседаний методобъединений, педсоветов и т.д.
Разнообразие в целях и задачах урока-панорамы, в количестве его участников, формах проведения и т.д. дополняется ещё и разнообразием в объёме и продолжительности выступлений участников, многоплановостью обсуждаемых проблем, непохожестью мнений.
Всё это выдвинуло панорамный урок в число ведущих и прогрессивных форм методической работы, ибо эта форма демократична.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Панорамный урок по географии для учащихся 11 класса
Аллахвердиева Индира Казимовна учитель истории и географии сш. № 5.Панорамный урокВид: дискуссионная панорама. Педагог в ходе...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК
Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...

Панорамный семинар по теме «Система оценивания образовательных результатов учащихся: опыт РВЦИ», МБОУ «СОШ № 83», 13.12.2018
В этом материале отражен анализ мониторинга пятого класса и его использование в организации образовательного процесса в классе....
Панорамное фото Саратова
Фотографии Саратова. Несколько фотографий с небольшим различием ракурса....