Текстовое сообщение к РМО педагогов дополнительного образования "Специальная дидактика по виду спорта "Мотокросс"и современные направления её совершенствования и развития"
материал
В тексте содержится описание дисциплины спорта "Мотокросс".
Далее описываются основные этапы подготовки учащегося по данному виду спорта в дополнительном образовании.
Приводятся примеры специфических приёмов и методов обучения.
Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования технической направленности, реализующих аналогичные программы.
А также, при некотором переложении, тренерам родственных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текстовое сообщение "Специальная методика по виду спорта "Мотокросс".." | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Специальная дидактика по виду спорта «Мотокросс» и современные направления её совершенствования и развития
Материал к семинару-практикуму районного методического объединения педагогов дополнительного образования
«Общие и частные методы и приёмы в контексте обновления содержания дополнительного образования»
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Бойнов Александр Николаевич
г. Выкса
2023 г
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ МОТОСПОРТА "МОТОКРОСС"
Мотокро´сс, (мотоциклетный кросс) (англ. motocross от англ. motorcycle — мотоцикл и англ. cross coutry — пересечённая местность) — один из видов мотоциклетного спорта (мотоспорта), представляет собой гонку на специальных спортивных мотоциклах, проводимую на пересечённой местности по замкнутой трассе с естественными (в виде крутых подъёмов, спусков, поворотов, канав, песка и тому подобное) и искусственными (столы, трамплины, колейные мосты) препятствиями. Соревнования проводятся вне дорог общего пользования.
Мотокросс - это один из видов мотоциклетного спорта, в котором спортсмен применяет большое количество разнообразных приёмов, направленных на преодоление препятствий трассы с возможно высшей скоростью и на удержание в равновесии системы "гонщик-мотоцикл". Современные мотогонщики должны физически быть хорошо развиты, поскольку на мотоцикле нужно не кататься, а управлять им. Мотоцикл и гонщик должны быть единой системой, способной выдержать заезд двадцать минут. Современная мототехника, очень резвая и мощная, по сравнению с предыдущими годами производства мотоциклов. То есть имеет очень много возможностей: быстрые разгоны, быстрые торможения, подвеска хорошо налажена. Если сравнить с прошлыми десятилетиями, техника вождения кроссового мотоцикла немного преобразилась, то есть стали больше скорость и мощность мотоциклов, изменились искусственно созданные препятствия.
В отличие от других видов спорта, в которых повышение скорости движения обусловливается повышением мощности работы, в мотокроссе рост скорости не требует прямого роста энергозатрат на продвижение, а больше зависит от точности регулирования ряда параметров по управлению системой "гонщик-мотоцикл". Однако мотокросс требует физической подготовленности, уровень которой определяется специальной выносливостью - способностью спортсмена противостоять специфическому утомлению, которая определяет работоспособность анализаторов, мышц, функций органов и систем, выполнение действий спортсмена.
В мотокроссе трассы довольно длинные (1.5-3 км) и шириной не менее 6 метров и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов, средняя скорость гонщиков на трассе не должна превышать 50 км/ч. Характерная особенность этой дисциплины в том, что здесь насчитывается 9 видов стойки и посадки, которые изменяются в зависимости от местности, погодных условий, скорости.
Основные направления подготовки в объединении «Мотокросс» следующие:
- общефизическая подготовка
- вождение мотоцикла
- техническое обслуживание мотоцикла.
Общефизическую подготовку проводим на спортивной площадке на улице. В основе: приседание, отжимание, подтягивание, бег и упражнения на пресс.
Вождение мотоцикла - начинаем с нуля, независимо от того, имеется ли у них опыт самостоятельного вождения. Сначала ребята, изучают все органы управления мотоцикла на площадке и как ими пользоваться. Учим заводить мотоцикл. Когда это освоят, учим пользоваться газом, сцеплением, тормозами, после чего осваиваем навыки посадки на мотоцикле, т.е. правильное расположение ног, рук и корпуса учащегося. С работы над посадкой важно начинать потому, что из-за правильности её выполнения следует качественное прохождение участков трассы и её препятствий и экономия физических сил гонщика.
Затем переходим к стадии вождения. Изначально вождение может проходить совместно с тренером. Тренер располагается на мотоцикле позади учащегося, помогает, если получается, то продолжает вождение уже самостоятельно, под четким контролем. После идёт освоение навыков трогаться с места, останавливаться, пользоваться тормозами, сцеплением, начинаем вождение по кругу, потом освоение элементов «восьмерка», левый \правый поворот, после чего уже начинает использоваться коробка передач. То есть тренируем навык переключиться с пониженной на повышенную передачу и наоборот, с повышенной на пониженную. Уже в зависимости от возможностей площадки участка, умения переключать выше и ниже передачи, также идёт обучение правильного прохождения поворота и прямого участка. Ребята, прошедшие первичное обучение по вождению мотоцикла, когда первичные навыки будут закреплены, будут выезжать на специализированные мототрассы. Для профильного вождения необходимо наличие полного комплекта мотоформы: мотоботы, наколенники, защита грудной клетки, шлем мотоциклетный, мотоочки, специальные перчатки. При нахождении на мототрассе мы начинаем отрабатывать элементы искусственно созданных препятствий: волны, трамплины, повороты и прямые участки. Так же ведётся отработка старта, посадка при старте, посадка при прохождении трамплинов, скоростных участков, специально подготовленных поворотов. Вот это уже и будет настоящий мотокросс.
Настоящей находкой для тренера по мотоциклетному спорту, одним из направлений которого и является мотокросс, стало появление и широкая доступность средств видеофиксации. Так, съёмка, проведённая на тренировочных заездах, позволяет впоследствии провести обсуждение основных действий мотокроссмена. Даёт возможность самому спортсмену оценить свои ошибки и отметить положительные стороны своих действий. Впоследствии, на основе этого выработать план развития и совершенствования индивидуального мастерства отдельных учащихся, и провести предварительную подготовку в формате беседы с группой учащихся перед заездами или тренировочными мероприятиями. Поскольку, динамический ряд даёт возможность оценить самые разные характеристики подготовки и соотнести их с собственным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .
Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....
Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования
В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования и связанных с ним проб...
Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования "О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА" Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов
Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном пл...
Методическое сообщение Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу на основе современных образовательных технологий
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...
Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучной направленности по теме: «Современный УОУ образовательной
Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучн...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»...