Доклад «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
план-конспект
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._poisk_sposobov_povysheniya_motivatsii_k_obuch_matematike.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие,как:
- Собственное развитие в процессе учения;
- Действие вместе с другими и для других;
- Познание нового, неизвестного.
- Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
- Процесс учения как возможность общения,
- Похвала от значимых лиц;
- Учеба как вынужденное поведение;
- Процесс учебы как привычное функционирование;
- Учеба ради лидерства и престижа;
- Стремление оказаться в центре внимания,
- Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:
- увлеченное преподавание,
- новизна учебного материала,
- историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- чередования форм и методов обучения,
- проблемное обучение, эвристическое;
- обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- тестирование знаний, умений,
- показ достижений обучаемых,
- создание ситуаций успеха,
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
- создание положительного микроклимата в классе,
- доверие к обучаемому,
- педагогический такт и мастерство педагога,
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- Эмоциональная речь учителя.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
- Создание проблемной ситуации(например, в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно,фронтально, возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
- Необычная форма обучения: урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например,«Экспериментальное получение числа π»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов
(например, тема «Линейная функция»:
Задание. В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;
- У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;
- У = 3, - 1 ≤ х ≤ 1;
- У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд,то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно называется?
Это Кассиопе́я. Историческая справка.
- Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. (большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
- Лабораторные работы.В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
- Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии и алгебры в старших классах при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
- Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5–7 классах);
- Дифференцированные задания на уроках и на дом.
- Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или электронных (доклады,сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем)
- Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
- Использование компьютерных технологий.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того,использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более серьезно относиться к обучению математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...
Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...
Поиски способов повышения мотивации к обучению математике
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...
Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку
В статье описывается в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и форма...
Театрализация на уроках литературы как способ повышения мотивации к обучению.
Данная статья посвящена театральной технологии и способе ее применения на уроках литературы во время изучения творчества И. Гончарова и его романа "Обломов"....
Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
презентация к уроку...
«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике».
Проблема развития мотивов важна на каждом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок увлекательным?Основу мотивации составляет потребность в чем-ли...