выступление на городском методическом объединении классных руководителей "Организация и проектирование воспитательного процесса на русском языке в условиях полилингвизма"
консультация
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
РТ ГБОУ «СОШ в г. Худжанд им. А.П. Чехова»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЛИНГВИЗМА
областное заседание МО классных руководителей
классный руководитель 9б класса
Аршиева Мадина Матвеевна
Худжанд 2023
В общем педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития.
Безусловно, воспитательный процесс – целенаправленный и многофакторный, т.е. имеет цель, которую необходимо достигнуть и, в значительной мере – искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер взаимоотношений с воспитанниками. Конечно же, сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Длится он, по сути, всю жизнь, то есть – процесс непрерывный. К многофакторности можно отнести еще и комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.
Таким образом воспитание – управление процессом развития личности. Он успешен, если у педагога существует личностная профессиональная позиция воспитателя, которая неразрывно взаимосвязана с гуманизацией взаимоотношений детей и взрослых. Виды воспитания:
- умственное
-трудовое
- физическое
- нравственное
- духовно-нравственное
- эстетическое
- правовое
- патриотическое
- половое и полоролевое
- экономическое
- экологическое
По институциональным признакам бывает:
- семейное
- религиозное
- социальное (в узком смысле)
- дизсоциальное (асоциальное)
- коррекционное.
В российской педагогике выделяется такое понятие как социальное воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Что же включает в себя тематический принцип проектирования воспитательного процесса в школе? Тематика – направление, относительно которого выбирается проектирование воспитательной деятельности. Это могут быть ключевые даты, события, книги. Можно использовать следующие направления:
- наука и технологии, космос, архитектура
- литература, культура, искусство
- школа, музыка, кино
- Победа
- спорт и туризм
- приключения и путешествия
- бизнес и стартапы, экономика и финансы
- медицина
- медиа/PR/реклама
- экология/биология, история, география и геология
- физика и химия
- педагогика и психология.
Исследования показывают, что наиболее сложным звеном в проведении опытно-экспериментальной работы в области воспитания является разработка проекта системы воспитательной работы для класса и школы в целом. Проектирование воспитательного процесса имеет ряд особенностей: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, отдаленность результатов и имеет ярко выраженный комплексный характер. Описанные выше элементы проектирования системы воспитательной работы с учащимися могут служить ориентирами для проведения опытно-экспериментальной работы в области воспитания, создания собственных педагогических технологий.
Матрица воспитательной работы в классе
Тематика – Цель - Эпиграф – Слоган – Сюжет – Календарь – Книга – Вопросы – Ключевые дела
Тематика – ведущее тематическое направление, т.е. основной/предметный акцент воспитательной/предметной работы.
Цель – способ развития детей, расширение знаний и возможностей для участия в социальной жизни.
Эпиграф, слоган – мотивационное выражение (подбирают дети), девиз.
Сюжет – описание игровой легенды выбранного периода относительно которого выстраивается вся деятельность.
Календарь – даты, события федерального и регионального уровня и образовательной организации.
Книга – книга по тематике; способствует особой, выраженной артикуляции и ценностных ориентиров. Инструмент целеполагания.
Проблемные вопросы – вопросы открытого типа для обсуждения; формируется культура вопрошания, развития мышления, логики, умения находить ответы.
Ключевые дела – самые яркие события, посвященные тематике: кинофестиваль, гала-концерт, проект, т.е. крупное событие, которому предшествует предварительная подготовительная работа.
Воспитательная работа может быть реализована через организацию и проведение творческих выставок, творческих проектов, мастер-классов, конкурсов, создание детьми сценариев классных часов, организация и проведение праздников и мероприятий, игры, тренинги, развивающие занятия, просветительские занятия, исследования различных направлений и уровней, организация и реализация туристических мероприятий.
Современные элементы проектирования воспитательного процесса, которые набирают широкую популярность
- Игровые технологии, в которых дети с удовольствием принимают участие. Необходимо сразу озвучить правила, мотивирующие действия детей в случае победы/поражения. Подготовка к проведению игры зависит от поставленных задач. Необходимо учитывать возрастные особенности, развитие участников, физическую подготовленность, количество игроков.
- Современный театр и театральная педагогика. «Театральная педагогика» помогает ребёнку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, учит подрастающего человека выбирать соответствующий инструмент (настраивать себя), позволяющий действовать адекватно в той или иной ситуации, приучает менять ролевую позицию: созерцать реальность или действовать в ней.
- Художественная литература и ее применение. В соответствии с календарем ОО выбирается книга четверти/летнего лагеря – произведение художественной литературы для детей, призванное наполнить учебное время необходимыми узнаваемыми символами и образами, а также придать ее содержанию сюжетное и смысловое направление. Книга призвана вести детей по определенному смысловому коридору и объединять учеников в отношении развития культурного воображения. Подбирается универсальное произведение, которое заинтересует и младших школьников и старших. Этот элемент позволяет решать проблемные вопросы, развивает речь, культуру вопрошания.
Пример проблемных вопросов по произведению Д. Дефо, «Робинзон Крузо»:
- Почему общество простого человека, культуру которого ты не понимаешь, лучше одиночества? (обсуждение, написание эссе)
- «Может быть, вы найдете друга там, где меньше всего ожидаете встретить его» Д. Дефо
- Как ты думаешь, в каких случаях наиболее ярко проявляется дружба? Что за собой влечет умение дружить? Зачем нужна эта способность?
- Что помогает нам сохранить человечность во времена лишений и испытаний?
Формы работы с книгой:
- учебно-исследовательский проект (Ж. Верн, «Таинственный остров»; исследование вымышленного острова, но имеющего реальные координаты с точки зрения ведения на нем автономного хозяйства)
- конкурс художественного чтения;
- театрализованная постановка/ инсценирование собственной пьесы, навеянной книгой;
- игра по произведению/квест, задания которого подсказаны самим произведением;
- создание арт-объекта и инсталляций, оформление улиц, декорирование стен;
- дискуссионный клуб, который помогает обсудить событие, сюжет;
- киноклуб (обсуждение экранизации книги.
- Киноклуб. Кинопросмотр и последующее кинообсуждение помогают зрителю не только рассмотреть проблемы с различных точек зрения, отметить положительные и отрицательные моменты каждой из них, но осознать и принять собственные психологические трудности, учит высказывать свою точку зрения, слышать мнение другого человека и добиваться того, чтобы стать услышанным и принятым окружающими. Организованное кинообсуждение фильма помогает зрителям откровенно высказаться друг перед другом, в том числе и по таким вопросам, о которых в другой ситуации они не решились бы или не сумели поговорить.
- Организация и развитие детского самоуправления – идея личностного развития, создание условий для развития потенциальных возможностей каждого человека с позиций лидера. Развитие этих качеств предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности учащимся. Основной метод работы педагога – влияние в самом органе самоуправления; здесь необходимы дозированность поручений, возрастные возможности детей, строгий учет выполнения заданий.
Это позволит прогнозировать расширение воспитательной работы, выход ее из стен школы (гимназии) в социум района, что не может не способствовать стимулированию обучающихся к включению в реальную самостоятельную деятельность.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении.
Подготовка к ЕГЭ....
Выступление на городском методическом объединении
Презентация...
Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания
Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...
Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.
«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова...
Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018
Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...
Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...