Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья

Елена Николаевна Пенькова

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентстного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

(выступление на РМО)

Пенькова Е.Н.

Приёмы работы по РКМЧП

  1. Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приёмов «Знаю-хочузнать-узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у учащихся есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Именно такие приёмы помогают преодолеть эти трудности.
  2. Приём «Знаю-хочузнать-узнал- это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
  3. Приём «Продвинутая лекция»- это активное слушание, партнёрские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю), затем во время чтения лекции один ученик ищет несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идёт обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем-в классе. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
  4. Приём «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определённым вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочерёдно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объёме. Перед тем как эксперты излагают изученный материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.
  5. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование прёмов «Верные-неверные утверждения и приёмов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
  6. Используя приём «Верные-неверные утверждения, на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные утверждения», полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удержать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
  7. На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакм или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта. На уроке внеклассного чтения по рассказу А.Платонова «Потомки солнца» я использовала прогнозирование темы рассказа через связь с живописью. Из предложенных репродукций нужно выбрать ту,которая соответствует идее рассказа и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии, после обсуждения рассказа, вновь обращаемся к этому приёму. Задаю вопрос: изменил ли кто-нибудь своё мнение? Почему?
  8. Для осмысления содержания текста используются приёмы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Двойной дневник», «Составление кластера».
  9. При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что-нет и объясняют свои ответы. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
  10.  Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую приём «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу.
  11. Приём «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
  12. Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. Тонкие вопросы –вопросы, требующие односложного ответа, толстые вопросы-вопросы, требующие дополнительных знаний, умения анализировать.
  13.  Приём «Мозаика». Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
  14.  Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию. Это возможно с помощью приёмов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приёма «Нарисуй счастье». «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволит поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
  15.  Приём «Составление телеграммы», инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять её в сжатом, лаконичном виде. Не каждому дано быть поэтом, но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребёнка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приёмы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты развивают поэтические способности учеников.
  16.  Синквейн-самая лёгкая форма стихотворений по алгоритму. Ребята всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам обретают более глубокое содержание.
  17.  Хокку или хайку разовьёт способность к лаконичному изложению мыслей. Это более сложная форма, так как требует более внимательного отношения к чувствам и размышлениям как героя произведения, так и автора хокку.
  18.  Диаманта- стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых- понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.
  19.  Приём «Нарисуй счастье». Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
  20.  Приём «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. У каждого члена группы- тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернётся к своему хозяину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

Мастер-класс "Использование на уроке литературы и русского языка приёмов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Мастер-класс даёт широкое представление о практическом применении метода критического мышления на уроке, иллюстрирует конкретные формы реализации на уроке....

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...

Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы

представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла...