Методика подготовки мастер-класса
методическая разработка

Садыкова Оксана Владимировна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «УФИМСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                                                   

О.В. Садыкова, Ф.Ф. Мунасипов

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Учебно-методическое пособие

с. Михайловка, 2018 год.

   Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

   Модернизация отечественной системы образования в последнее десятилетие способствовала актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Под культурой педагогической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Инновационная культура - высшее проявление общекультурных, профессиональных и личностных качеств педагога.

Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности. Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы.                                

 Одна из форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.   Здесь в отличие от публичных выступлений слушатели имеют возможность приобщиться к процессу рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим. Учениками становятся как преподаватели, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер-класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и подходами педагогической и исполнительской деятельности.

          А.С.Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и  умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

• Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

• Профессиональные способности;

• Педагогическую технику;

• Определенные качества личности, необходимые для осуществления

профессиональной деятельности. 

           В современных условиях педагог дополнительного образования – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

    Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения

мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого

методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). 

Преимущества мастер–класса перед другими формами:

  • высокая   эффективность,   неоднократно   подтвержденная   научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
  • приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
  • развитие гибкости мышления;
  • возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

    Характерные особенности мастер-класса:                                                                    

  • Передача и обмен опытом;
  • Деятельностный  подход (активная деятельность участников);
  •  Глубокое сочетание теории и практики;
  •  Смена деятельности;
  •  Наглядность;
  •  Образность;
  • Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
  • Простота;
  • Доступность;
  • Творчество;
  • Инициативность;
  • Мозговой штурм;
  • Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая

форма, объединяющая неравнодушных людей;                                    

  • Рефлексивная деятельность.

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений в работе;

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

- лекция с показом приемов

- практическое занятие

- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Рекомендации по подготовке мастер-класса.

1.  Выберите  ведущую  педагогическую  идею,  которую  вы  хотите

проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

2.  Определите  цели  и  задачи  в  связи  с  темой,  которые  вы  хотите

достигнуть на мастер-классе.

3.  Придумайте  проблему,  вопрос,  парадокс,  которые  введут  в  вашу  тему

занятия и представляющие интерес для «учащихся».

4.  Подберите  технические  средства  (минимально)  и  различные  формы

работы к данным целям и задачам.

5.  Придумайте  неожиданные  предметы  или  открытия  в  обычном

удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

7. Составьте подробный план занятия.

8.  Тщательно  проверьте  технику  и  работу  микрофонов  перед  началом

мастер-класса.

9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

10.  Когда  все  готово  —  дайте  команду  организаторам,  что  можно

начинать.

Рекомендации по проведению мастер-класса.

1.  Старайтесь  говорить  не  громко  и  не  тихо,  но  внятно  и  с  разными

интонациями (не монотонно).

2.  Сами  говорите  только  в  микрофон  и  следите,  чтобы  ученики  тоже

давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу

своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на

мастер-классе не приемлема.

5. Проявляйте  специфику  предмета  (иногда  к  концу  мероприятия   зрителям  и  жюри не понятен предмет преподавания).

6. Используйте  новые  информационные  технологии  только  если  они

органично входят в вашу идею мастер-класса.

7.  Здоровьесбережение  должно  стать  не  надуманным,  а  органичным

элементом мероприятия.

8.  Не  добивайтесь  долго  того  ответа,  который  вам  нужен.  А  если

получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

9. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

10. Не бойтесь задавать трудные вопросы.

11. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».

    Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Например  – это знание методического процесса проведения занятия  и практическое выполнение (показ). Проблемная ситуация в нашем случае характеризует определённое  состояние участника, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, о новых и современных технологиях, способах или условиях выполнения определённых действий. Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов.                                                    Важнейший элемент технологии мастер – класса – групповая работа. Педагог должен корректировать состав группы, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Педагог разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать и произвести их решение и практическое выполнение. Причём, участники свободны в выборе метода, темпа работы, путей поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

Результатом проведения мастер – класса являются следующие показатели творческой и индивидуальной  деятельности участников:

1.Презентативность : выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи.

 2.Эксклюзивность :  ярко выраженная индивидуальность. Выбор
полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3.Прогрессивность : актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандартов и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4.Мотивированность: наличие приёмов и условий мотивации, включение каждого в активную, творческую деятельность по созданию новых приёмов деятельности на занятии.

5.Оптимальность: достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.

6.Эффективность: результативность, полученная для каждого участника мастер – класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7.Технологичность: чёткий алгоритм занятия, наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации, приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.

8.Артистичность: педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.Общая культура: эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Что в технологии проведения мастер– класса,  главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач педагога. Позитивным результатом мастер – класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Используемая литература:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  2. Виноградова Н.А., Шилова Е.А. Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.
  3. Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2007.- №7.- С.25-29
  4. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. /сост. А.В.Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»; под ред. А.Г.Обоскалова. – Челябинск, 2007.
  5. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
  6. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5етодист. – 2005. - № 2.

        

        ПРИЛОЖЕНИЕ.

Информационная справка о мастер-классе

Структура информационной справки:

- тема мастер-класса;

- место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;

- Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);

- сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);

- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);

- рекомендуемая литература;

- контактный телефон автора, электронный адрес.

План-конспект мастер-класса

Тема: ______________________________________________________________

Педагог мастер _______________________________________________________

Дата проведения _____________________________________________________

Время проведения ____________________________________________________

Место проведения ____________________________________________________

Продолжительность мастер-класса ______________________________________

Цель мастер-класса: _________________________________________________

Задачи:

- обучающие (перечислить);

- развивающие (перечислить);

- воспитательные (перечислить).

Оборудование: ______________________________________________________

Раздаточный материал: ______________________________________________

Ход мастер-класса:        - вводная часть (5 мин);

                                - основная часть (35 мин);

                                - заключительная часть (5 мин).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: _________________________________________

____________________________________________________________________

Памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса

  1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:

- Интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;

- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;

- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.

        1.2. Структура объявления о мастер-классе:

- Ф.И.О. автора;

- сведения об авторе;

- тема мастер-класса;

- аннотация мастер-класса;

- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;

- дата проведения мероприятия;

- примерная продолжительность;

        1.3. Подготовка помещения:

- посадочные места, а также столы и планшеты;

- ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);

- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);

- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.;

- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры

          1.4. Регистрация участников:

- лист регистрации участников;

        1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:

- информационная справка о мастер-классе;

- методические рекомендации по применению представляемой технологии;

- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии

        1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План – конспект имеет следующую структуру:

- тема;

- цель и задачи мастер-класса;

- ожидаемые результаты;

- ход мастер-класса;

- методы и приемы;

- дидактические материалы;

- список литературы.

Положение о мастер-классе

1.Общие положения

1.1. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде

1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.

1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер – высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной деятельности.

1.4. Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.

2. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер-класса

Целью мастер-класса является:

2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачами мастер-класса являются:

2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

2.3. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;

2.4. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;

2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;

2.6. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать в себя:

2.7. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;

2.8. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

2.9. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

2.10. Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

2.11. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса

3.1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).

3.2. Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:

- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;

- характеристика воспитанников;

- ознакомление участников мастер-класса с основными приемами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.

3.3. Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме:

- открытого занятия с участием воспитанников;

- практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;

- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.

3.4. Рефлексия:

- самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.);- общая дискуссия;- заключительное слово педагога-мастера.

3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта

4. Организация мастер-класса

4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения – для сотрудников ДОУ, так и на городском уровне – для педагогов образовательных учреждений.

4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.

4.3. Мастер-класс городского уровня проводится, как правило, вне основной сетки часов педагога-мастера и оплачивается по представлению руководителя образовательного учреждения.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"

Целью и задачами данного мастер-класса является  повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью  и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....

Методические рекомендации по подготовке мастер-класса

Одной из эффективных форм распространения лидерского опыта является мастер-класс . Методические рекомендации предназначены для подготовки мастер-класса в помощь педагогам дополнительного образова...

Правила подготовки мастер класса

Правила подготовки мастер класса...

Методика подготовки мастер-класса

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»...