Методика подготовки мастер-класса
методическая разработка
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика подготовки мастер-класса | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О.В. Садыкова, Ф.Ф. Мунасипов
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Учебно-методическое пособие
с. Михайловка, 2018 год.
Основной принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Модернизация отечественной системы образования в последнее десятилетие способствовала актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Под культурой педагогической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Инновационная культура - высшее проявление общекультурных, профессиональных и личностных качеств педагога.
Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности. Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы.
Одна из форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Здесь в отличие от публичных выступлений слушатели имеют возможность приобщиться к процессу рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим. Учениками становятся как преподаватели, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер-класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и подходами педагогической и исполнительской деятельности.
А.С.Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
• Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
• Профессиональные способности;
• Педагогическую технику;
• Определенные качества личности, необходимые для осуществления
профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог дополнительного образования – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения
мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого
методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Преимущества мастер–класса перед другими формами:
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Характерные особенности мастер-класса:
- Передача и обмен опытом;
- Деятельностный подход (активная деятельность участников);
- Глубокое сочетание теории и практики;
- Смена деятельности;
- Наглядность;
- Образность;
- Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
- Простота;
- Доступность;
- Творчество;
- Инициативность;
- Мозговой штурм;
- Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая
форма, объединяющая неравнодушных людей;
- Рефлексивная деятельность.
Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом
1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.3. Описание достижений в работе;
1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.
2-й шаг. Представление системы занятий
2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса
3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми
Формы проведения:
- имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).
- лекция с показом приемов
- практическое занятие
- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)
Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4-й шаг. Моделирование
4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
5-й шаг. Рефлексия
5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Рекомендации по подготовке мастер-класса.
1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите
проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите
достигнуть на мастер-классе.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, которые введут в вашу тему
занятия и представляющие интерес для «учащихся».
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы
работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном
удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.
8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом
мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
10. Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно
начинать.
Рекомендации по проведению мастер-класса.
1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными
интонациями (не монотонно).
2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже
давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу
своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на
мастер-классе не приемлема.
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мероприятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
6. Используйте новые информационные технологии только если они
органично входят в вашу идею мастер-класса.
7. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным
элементом мероприятия.
8. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если
получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.
9. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
10. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
11. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».
Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Например – это знание методического процесса проведения занятия и практическое выполнение (показ). Проблемная ситуация в нашем случае характеризует определённое состояние участника, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, о новых и современных технологиях, способах или условиях выполнения определённых действий. Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов. Важнейший элемент технологии мастер – класса – групповая работа. Педагог должен корректировать состав группы, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Педагог разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать и произвести их решение и практическое выполнение. Причём, участники свободны в выборе метода, темпа работы, путей поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Результатом проведения мастер – класса являются следующие показатели творческой и индивидуальной деятельности участников:
1.Презентативность : выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи.
2.Эксклюзивность : ярко выраженная индивидуальность. Выбор
полнота и оригинальность решения инновационных идей.
3.Прогрессивность : актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандартов и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
4.Мотивированность: наличие приёмов и условий мотивации, включение каждого в активную, творческую деятельность по созданию новых приёмов деятельности на занятии.
5.Оптимальность: достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.
6.Эффективность: результативность, полученная для каждого участника мастер – класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
7.Технологичность: чёткий алгоритм занятия, наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации, приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.
8.Артистичность: педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
9.Общая культура: эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Что в технологии проведения мастер– класса, главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач педагога. Позитивным результатом мастер – класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Используемая литература:
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Виноградова Н.А., Шилова Е.А. Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.
- Молчанов С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2007.- №7.- С.25-29
- Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. /сост. А.В.Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»; под ред. А.Г.Обоскалова. – Челябинск, 2007.
- Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
- Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5етодист. – 2005. - № 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Информационная справка о мастер-классе
Структура информационной справки:
- тема мастер-класса;
- место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
- Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
- сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрирует во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
- рекомендуемая литература;
- контактный телефон автора, электронный адрес.
План-конспект мастер-класса
Тема: ______________________________________________________________
Педагог мастер _______________________________________________________
Дата проведения _____________________________________________________
Время проведения ____________________________________________________
Место проведения ____________________________________________________
Продолжительность мастер-класса ______________________________________
Цель мастер-класса: _________________________________________________
Задачи:
- обучающие (перечислить);
- развивающие (перечислить);
- воспитательные (перечислить).
Оборудование: ______________________________________________________
Раздаточный материал: ______________________________________________
Ход мастер-класса: - вводная часть (5 мин);
- основная часть (35 мин);
- заключительная часть (5 мин).
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: _________________________________________
____________________________________________________________________
Памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса
- Приглашение на мастер-класс в различных формах:
- Интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;
- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
1.2. Структура объявления о мастер-классе:
- Ф.И.О. автора;
- сведения об авторе;
- тема мастер-класса;
- аннотация мастер-класса;
- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
- дата проведения мероприятия;
- примерная продолжительность;
1.3. Подготовка помещения:
- посадочные места, а также столы и планшеты;
- ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);
- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.;
- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры
1.4. Регистрация участников:
- лист регистрации участников;
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
- информационная справка о мастер-классе;
- методические рекомендации по применению представляемой технологии;
- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии
1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План – конспект имеет следующую структуру:
- тема;
- цель и задачи мастер-класса;
- ожидаемые результаты;
- ход мастер-класса;
- методы и приемы;
- дидактические материалы;
- список литературы.
Положение о мастер-классе
1.Общие положения
1.1. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде
1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер – высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной деятельности.
1.4. Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
2. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер-класса
Целью мастер-класса является:
2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачами мастер-класса являются:
2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
2.3. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
2.4. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
2.6. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать в себя:
2.7. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
2.8. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
2.9. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
2.10. Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
2.11. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
3. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса
3.1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
3.2. Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
- характеристика воспитанников;
- ознакомление участников мастер-класса с основными приемами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
3.3. Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме:
- открытого занятия с участием воспитанников;
- практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
3.4. Рефлексия:
- самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.);- общая дискуссия;- заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта
4. Организация мастер-класса
4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения – для сотрудников ДОУ, так и на городском уровне – для педагогов образовательных учреждений.
4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.
4.3. Мастер-класс городского уровня проводится, как правило, вне основной сетки часов педагога-мастера и оплачивается по представлению руководителя образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"
Целью и задачами данного мастер-класса является повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...
Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"
Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....
Методические рекомендации по подготовке мастер-класса
Одной из эффективных форм распространения лидерского опыта является мастер-класс . Методические рекомендации предназначены для подготовки мастер-класса в помощь педагогам дополнительного образова...
Правила подготовки мастер класса
Правила подготовки мастер класса...
Методика подготовки мастер-класса
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ, ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКОГО РАЙОННОГО ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»...