Методические рекомендации для организации методических объединений в СРЦН
методическая разработка

Воронина Анна Владимировна

Методические объединения педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Нижний Новгород

2023

Содержание

  1. Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогов
  2. Основные понятия и термины
  3. Порядок работы методических объединений
  4. Документация методических объединений
  5. Планирование работы методических объединений
  6. Цели и задачи работы
  7. Содержание и структура работы методических объединений
  8. Заседания методических объединений
  9. Приложения

Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников

Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в учреждениях социальной сферы.

Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам учреждений. При создании учитывались локальные и нормативные акты учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам.

Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.

Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников в целях приведения документации к единообразию.

Методические        рекомендации        разработаны        в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642. 
  4. Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования». 
  5. Устав центра
  6. Программа работы учреждения.
  7. Положение о методическом объединении педагогических работников учреждения.

Основные понятия и термины

        Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманизации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.

        Методическое объединение педагогических работников   (далее - МО) - это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.

        Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения. В учреждениях социальной сферы может быть одно или несколько методических объединений, например, МО педагогических работников учреждения, либо МО воспитателей, МО социальных педагогов, МО психологов, в зависимости от численности штата сотрудников.         

Порядок работы методического объединения

Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)

Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель МО производит анализ работы МО. 

«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую или первую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).

Документация методического объединения.

        Руководитель МО ведет следующую документацию:

  1. План работы МО на текущий учебный год, включая сведения о МО (приложение1, 2)
  2. Протоколы заседаний МО; (приложение 3)
  3. Анализ работы МО за учебный год;( приложение 4)
  4. Информационные и аналитические справки;
  5. Методические разработки участников МО.

        Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по ВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в организационно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО организационно-методический отдел.

Планирование работы методического объединения

Из Положения о МО педагогов:

«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.

4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.

Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.

Последовательность разработки плана работы включает:

 • определение цели деятельности и задач для ее достижения;

 • составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;

 • сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;

 • определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;

 • анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;

 • документирование плана и доведение его до исполнителей.

При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:

  1. Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями  (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов  учреждения).
  2. Планом работы на текущий  год.
  3. Графиками проведения основных мероприятий.
  4. Результатами анализа работы методического объединения за истекший  год.

Цели и задачи деятельности методического объединения

        Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи  учреждения на текущий год.

        Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.

Цели могут быть такими:

  • Обеспечение качества воспитательного процесса, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
  • Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
  • Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию воспитательного процесса в учреждении
  • Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
  • Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности воспитанников и педагога.
  • Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
  • Внедрение дистанционных форм в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ»
  • Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников.
  • Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня

        В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
  • организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
  • обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы учреждения;
  • выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для самореализации личности и социализации воспитанников.
  • воспитание высоких нравственных и гражданских качеств у воспитанников.
  • создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
  • совершенствование организационно-методического обеспечения методического объединения;
  • активизация творческого потенциала педагогических работников.

Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.

Содержание и структура плана работы методического объединения

По форме представления план работы МО состоит из двух частей:

  1. Сведения о МО (Приложение 1.)
  2. План работы МО (Приложение 2)

Сведения предоставляют информацию о МО в данном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО.

План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение. Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.

В плане обязательные разделы:

  1. Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
  2. Консультации;
  3. Открытые занятия;
  4. Организационная и аналитическая деятельность;

Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.

Заседания методического объединения

Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.

Формы проведения заседаний методического объединения:

Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.

Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых  мероприятий, мастер-классов и т. д.).

Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.

Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.

Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.

Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Творческие отчеты – организация отчетов педагогов по темам самообразования, работы в целом.

Педагогическая мастерская - форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному занятию, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).

И другие формы.


Приложение 1

  1. Сведения о МО

Раздел

Содержание

Название

 Полное наименование методического объединения педагогических работников

Цель

Сформулировать цель деятельности МО в данном  году

Задачи

Сформулировать задачи деятельности МО

Основные виды деятельности

Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО.

Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений»

Руководитель

Ф.И.О. руководителя МО, должность

Состав

В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения)

Приложение 2.

 План работы МО

        

п/п

Дата, время,

место проведения

Мероприятия

Ответственные

Методические заседания

Консультации

Открытые занятия

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Организационная и аналитическая деятельность

Планирование работы МО на текущий год

Анализ работы МО за прошедший год

Методическая продукция

Сбор и систематизация информационно-методических  материалов для педагогов

Создание методической продукции: «Название. Педагог»

Руководитель МО                        _______________               / ________________________ /

Приложение 3

Название учреждения

ПРОТОКОЛ

заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________

Тема: «____________________________________________»

__.__.2023                                                                                           №__

Присутствовали: ___  участника(ов) МО:

1.

2.

3.

4.

5.

Приглашенные:

1.

2.

Повестка дня:

1.

2.

3.

Выступили:

  1. По первому вопросу слушали

Постановили:

2. По второму вопросу слушали

Постановили:

3. По третьему вопросу слушали

Постановили:

Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:

Руководитель МО               ____________________ / __________________ /      

(К протоколу прикладывается лист регистрации)                                              

Приложение 4

Анализ работы методического объединения «Название»

 за ________  год

В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)

Целью методического объединения являлось ________.

Ставились следующие задачи:

1.        

2.

3.

Анализ по основным видам деятельности

(в соответствии с целями и задачами)

например:

  1. Создание и развитие методического комплекса, разработка заданий и редактирование  материалов.
  2. Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
  3.  Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК

4.  Работа по инновационной деятельности.

5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.

6. Организационная и аналитическая деятельность

Руководителем МО были выполнены следующие документы:

1.

2.

7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.

Цели  и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________  уч.год можно считать удовлетворительной.

8. Примерные задачи МО на следующий год

Руководитель МО         ________________ / ____________ /

Приложение 5

Положение о методическом объединении педагогических работников.

 

I. Общие положения

 1.1. Методическое объединение предназначено для  проведения воспитательно - реабилитационной, организационно-методической работы.

1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех специалистов. В учреждении созданы методические объединения: м/о воспитателей, м/о социальных педагогов, м/о психологов,

1.3. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед учреждением задач, и утверждается приказом директора учреждения.

1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором учреждения по представлению заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе.

1.5. Методические объединения организуются методистом и подчиняются непосредственно заместителю директора по воспитательной и реабилитационной работе.

1.6.  В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов социальной защиты населения Нижегородской области, а также Уставом и локальными правовыми актами учреждения, приказами и распоряжениями директора.  

 

II. Задачи и направления деятельности методического объединения

 Методическое объединение создано для решения определенной части задач, возложенных на учреждение. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методик социально-реабилитационного процесса и на оценку эффективности каждого работника учреждения.

Методическое объединение:

анализирует результаты воспитательно-реабилитационного процесса;

обеспечивает реабилитационный процесс необходимыми программно-методическими комплексами;

планирует оказание конкретной методической помощи специалистам;

организует работу методических семинаров и других форм методической работы;

согласовывает материалы для промежуточной аттестации специалистов;

изучает и обобщает опыт работы с семьями;

принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь специалистам;

организует разработку методических рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей;

рекомендует специалистам различные формы повышения квалификации.

 

III. Основные формы работы методического объединения

 3.1. «Круглые столы», совещания и семинары по методическим вопросам, творческие отчеты воспитателей, социальных педагогов, психологов;

3.2. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по совершенствованию методик социально-реабилитационного процесса, вопросам общей и коррекционной педагогики и психологии;

3.4. Изучение и реализация в социально - реабилитационном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта;

3.5. Взаимопосещение занятий и мероприятий.

 

IV. Порядок работы методического объединения

4.1. Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором учреждения.

4.2. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий год. План составляется методистом учреждения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе и утверждается директором.

4.3. Заседания методического объединения проводятся один раз в три месяца. О времени и месте проведения заседания методист обязан поставить в известность заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе.

4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения, которые фиксируются в протоколах. Протоколы подписываются председателем методического объединения.

4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей.

4.6. Контроль за деятельностью методического объединения осуществляется директором учреждения, его заместителем по воспитательной и реабилитационной работе, в соответствии с планами методической работы учреждения.

 

V. Документация методического объединения

Положение о методическом объединении.

Анализ работы за прошедший год.

План работы методических объединений на год.

Банк данных о педагогах, входящих в методическое объединение: количественный               и качественный состав (год рождения, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория (месяц и год аттестации), награды, звание, домашний телефон).

Протоколы заседаний МО.

 

VI. Права методического объединения

Методическое объединение имеет право:

готовить предложения и рекомендовать специалистов для повышения квалификационной категории;

выдвигать предложения об улучшении социально-реабилитационного процесса в отделениях учреждения;

ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

обращаться за консультациями при наличии профессиональных затруднений к заместителям директора  центра, директору учреждения;

ставить вопрос перед директором учреждения об оценке качества работы учреждения;

рекомендовать специалистам различные формы повышения квалификации;

выдвигать от методического объединения специалистов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

 

VII. Обязанности членов методического объединения

 

Каждый педагог центра должен являться членом методического объединения и иметь собственный план профессионального самообразования.

            Он обязан:

участвовать в заседаниях МО, практических семинарах и т.д.;

стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

знать тенденции развития методики воспитания и реабилитации;

владеть основами самоанализа педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении

Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм  изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также пре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...