"Создание благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество"
статья

Виолетта Юрьевна Рудинская

Рассуждение на тему создания благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество на основе личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления на МО25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ СО МО «Преображение»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ДОКЛАД

«Создание благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество»

    Выполнила:

воспитатель Рудинская В.Ю.

Егорьевск 2023г.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.

Отмечаются основные типы адаптации человека, через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя, и самоустранение, уход из среды, если невозможно применять ценности окружения как свои, и не удавалось изменить, и покорить окружающий мир, (в этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности того, что окружает).

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Дети попадают в наше учреждение, испытав далеко не желательное влияние самых разных ситуаций. Есть такие дети, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Есть и такие, родители, которых живы, но по разным причинам не навещают своих детей. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они в ней и не живут.

Однако у ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома.

Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в семейном центре или предвзятого отношения окружающих. Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с группой сирот.

Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе - это судьба.

Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников), получить высокий уровень образования, престижную работу.

Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно не только дать нашим детям знания и средства для этой успешности, но и создать условия для применения этих знаний.

При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:

- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;

- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;

- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов - я хочу жить.

Трудности социализации (адаптации) детей – сирот связаны с обеднением основных источников социализации (адаптации):

  1. У воспитанников семейного центра  либо отсутствует возможность социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер (дети из асоциальных семей). Ранний детский опыт ребенка – сироты несет на себе отпечаток материнской депривации  и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
  2. Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в семейном центре, делают невозможными усвоение ребенком всей гаммы социально – ролевых отношений; в условиях центра у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки, одобрения в обществе;
  3. Затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в семейном центре, где функция контроля полностью удерживается воспитателем.
  4. У ребенка, воспитывающегося в центре, практически нет «личного пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно счесть тумбочку с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.
  5.  Жизнь в центре в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.

  Для  преодоления  всех этих трудностей социализации (адаптации) и  травматических последствий  потери семьи  важнейшее значение имеет правильно организованный процесс реабилитации, ориентированный на восстановление  личностной целостности, смягчение последствий разного рода деприваций  (материнской, социальной, сенсорной, эмоциональной), а также утраченных социальный связей и восполнение среды жизнедеятельности ребенка – сироты.

Исходя из этого воспитатели группа «Искра» приложили немало усилий для того, чтобы создать условия для решения этих непростых задач.

1. – условие: создание благоприятного для детей психологического климата: это достигается, прежде всего, приближением условий проживания  детей – сирот к домашним:

- создание уюта в группах, группы светлые, оснащены современной  удобной мебелью для детей.

- наличие в комнатах воспитанниц их поделок и близких сердцу милых вещиц..

2 – условие:  продуманная концепция организации свободного времени вне семейного центра:

-   воспитанники имеют возможность выезжать за пределы центра: выезды в бассейн, на экскурсии, мероприятия организованные попечителями или социальными партнерами,

-  дети принимают участие в городских, республиканских конкурсах, международных соревнованиях, акциях, проектах, фестивалях..

3 – условие: усвоение воспитанниками социальной роли члена семьи.

Для ребенка, который воспитывается в центре, наиболее значимыми объектами социализации являются  коллектив, сверстники, воспитатели и т.п. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у сироты нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации его представлений о роли личности в обществе (роли его собственной личности - в том числе).

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться и т.п.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самыми различными, но, прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. На успешность социальной адаптации воспитанников центра влияет уровень их образовательной подготовки, уровень владения ими социально - бытовыми навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время пребывания в «сиротском учреждении».

Ежегодно тысячи воспитанников детских домов, школ-интернатов и центров семейного воспитания стоят на пороге взрослой жизни. Что ждет их в этом будущем? Ведь для того чтобы выпускники успешно адаптировались в обществе, они, по меньшей мере, должны понимать и принимать окружающих, достаточно уверенно ориентироваться в соответствующих нормах и ценностях, обладать определенными навыками общения.
Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников социальных центров вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, низким уровнем познавательных процессов (мышления, памяти, воображения), бедностью эмоциональной сферы, нарушением речи как письменной, так и устной, неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться, как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за помощью и т.д.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном являются  занятия по социально – бытовой ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Главное условие успеха – участие ребят  в ежедневной разнообразной практической деятельности.

В этом направлении воспитателями ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

-  как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю обувь, подбирать ее по сезону и ухаживать за ней;
- как правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
- качественно проводить уборку, работать с пылесосом, стирать белье

Воспитатели делятся с воспитанниками рецептами повседневных блюд, обучают красиво и правильно сервировать праздничный стол.

Основные направления работы центра по социальной адаптации, следующие:
- «Я - здоров» -  воспитанники  изучают строение собственного тела, знакомятся с правилами личной гигиены. На практических занятиях познают основы оказания первой медицинской помощи.

- В ходе реализации Программы «Я - гражданин» - воспитанники имеют возможность познакомиться с такими документами, как Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, узнать о своих правах и обязанностях. На занятиях дети познают основы гражданственности и патриотизма, учатся на подвигах русских солдат времен ВОв.
- «Этикет» - ребята учатся правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам поведения в общественных местах.
- «Я - работник» погружает воспитанников в мир различных профессий, дает азы профессиональной ориентации.

- «Я - семьянин» - программа направлена на формирование у воспитанников уважительного отношения к семейным ценностям, дает знания о семье и семейных отношениях, знакомит их с мерами государственной поддержки, как неполных семей, так и тех, в которых воспитывается 2 и более детей.

Формы работы по этим направлениям различны. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не готовыми. Переход к самостоятельной жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашнему выпускнику семейного центра, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"

laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....