Применение методик цветоощущения на уроках физической культуры
методическая разработка

Дзюбан Татьяна Алексеевна

Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка – выручалочка» в любых критических ситуациях. Дети выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны.

Почему же именно «Технология воздействия цветом»?

Цель использования данной технологии – использование исследование и цветоощущения на уроках физической культуры.

Я считаю, что при использовании цвета на физкультурных занятиях мне удается решать несколько задач:

- корректировка эмоционального состояния детей;

- развитие памяти и восприятия.

- фиксация внимания.

В развивающей предметно-пространственной среде образовательного учреждения цвету отводится немаловажное место, однако, как показывает анализ литературы, область его активного рассмотрения чаще всего ограничивается рамками изобразительного искусства. Между тем, с помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в образовательной процесс, в том числе и по физической культуре, но и использовать его для отдыха и восстановления, оптимизации психофизических функций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya_dzyuban.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»

Сахалинской области

694036, Сахалинская область, Анивский район,  с. Огоньки,   ул.Школьная,18

Тел./факс 8(42441) 54-273, e-mail: ogonkiselo@mail.ru

Методическое сообщение

Применение методик цветоощущения на уроках физической культуры

Выполнила: Дзюбан Татьяна Алексеевна,

учитель физической культуры

 МБОУ СОШ №3 с. Огоньки

с. Огоньки

2023 г.

Содержание

  1. Теоретические основы влияния цвета на учащихся………………….……….3
  2. Практическое применение цветоощущения на уроках физической культуры………………………………………………………………………….....4
  3. Диагностика цветоощущением эмоционального состояния учащихся………6

  1. Теоретические основы влияния цвета на учащихся.

Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи. Цветом интересовались Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время – И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие. 

 «Все живое стремится к цвету», - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветных форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность.  В младшем школьном возрасте дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются. Внимание учащихся зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое преподнесение материала в младших классах – важная форма управления работоспособностью.

Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка – выручалочка» в любых критических ситуациях. Дети выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны.

Почему же именно «Технология воздействия цветом»?

Цель использования данной технологии – использование исследование и цветоощущения на уроках физической культуры.

 Я считаю, что при использовании цвета на физкультурных занятиях мне удается решать несколько задач:

 - корректировка эмоционального состояния детей;

 - развитие памяти и восприятия.

 -  фиксация внимания.

В развивающей предметно-пространственной среде образовательного учреждения цвету отводится немаловажное место, однако, как показывает анализ литературы, область его активного рассмотрения чаще всего ограничивается рамками изобразительного искусства. Между тем, с помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в образовательной процесс, в том числе и по физической культуре, но и использовать его для отдыха и восстановления, оптимизации психофизических функций.

  1. Практическое применение цветоощущения на уроках физической культуры

Установлено, что дети 7-10 лет предпочитают яркие и светлые оттенки различных цветов, которые оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего школьного возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

По моему мнению, заслуживает большого интереса концепция цветового сопровождения Н. Н. Ефименко. Данную концепцию я использую в работе. Главная идея состоит в том, что посредством определенных цветовых режимов (интерьера физкультурного зала, включая физкультурное оборудование, тренажеры и игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребенка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности. Механизм психофизического воздействия цветового сопровождения по мнению Н. Н. Ефименко реализован в МБОУ СОШ №3 с. Огоньки по следующим условным направлениям:

  1. Цвет как эталон. В жизни ребёнок сталкивается с огромным разнообразием форм, звуков, красок и других свойств предметов, которые человечество в процессе общественно исторического развития выделило и систематизировало. Они выступают в качестве эталонов, образцов, помогающих детям разобраться во всём многообразии особенностей предметов.
  2. Цвет как ориентир. Как известно, ознакомление с окружающей средой у человека осуществляется с помощью ориентировочно исследовательской деятельности. По мере развития ребёнка возрастающее участие в этом процессе начинает принимать вторая сигнальная система, что создаёт возможность отражения окружающей действительности в виде отвлечённых понятий. Однако ведущая роль первой сигнальной системы, обеспечивающей реагирование на не посредственные раздражители, идущие через органы чувств, сохраняется на протяжении всего детства.
  3. Цвет как стимул. О стимулирующем влиянии цвета на психофизическое состояние человека было известно ещё в древности. В настоящее время эта особенность активно используется в цветотерапии, при лечении и профилактике различных заболеваний. Цвет повышает эффективность образовательного процесса, а значит, заслуживает более пристального внимания специалистов по физическому воспитанию школьников.

 В своей работе использования цвета я ориентируюсь на методику специалиста по функциональному цвету Ф. Биррена.

Сигнальный красный цвет необходимо использовать для запрещающих надписей и окраски всех выступающих частей многокомплектного физкультурного оборудования, которые могут быть причиной травм.

Сигнальный синий цвет — это цвет информации, в связи с этим, информационно-демонстрационные стенды в физкультурном зале и прилегающих помещениях должны быть выкрашены в синий цвет на белом фоне. При выделении какой-либо предмета или поверхности (баскетбольное кольцо, плавающая разметка бассейна и т. д.)  использованы насыщенный сигнальный оранжевы или красный цвет. Это связано с высокой скоростью зрительного различения этого цвета.

Размечен пол физкультурного зала сигнальным белым цветом, который контрастирует с полом, окрашенным в синий тон. Он имеет наиболее высокий коэффициент отражения, что позволяет занимающимся хорошо ориентироваться в зале за счет периферического зрения. Физкультурное оборудование и инвентарь имеют определённые свойства, которые можно учитывать для решения оздоровительных, коррекционных и образовательных задач: размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. Применение в процессе выполнения физических упражнений оборудования и инвентаря различного цвета должно обеспечивать, с одной стороны, состояние успокоенности, а с другой — активизацию двигательной деятельности. Поэтому эмоционально возбуждающие красный и оранжевый цвета применяю кратковременно (до 10 мин), например, при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений, а затем, обеспечить смену цветового тона применяемых предметов. При выборе цвета окраски физкультурного инвентаря не стоит забывать о том, что цветовые ощущения могут вызвать цветовые ассоциации.

Для комплексов физических упражнений и физкультурных занятий использую не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, дуги для пролезания, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадиционное физкультурное оборудование: массажные мячи, сенсорные массажные кольца, балансировочные диски, гимнастическое бревно, дидактический материал.

Также цвет имеет большое значение в выборе спортивной формы. Классический вариант белый верх, черный низ организует детей, объединяет в одну команду.  Разделение учащихся на команды также возможно за счёт цвета одежды.  В выборе одежды на занятиях я как пример для детей также использую спокойные строгие цвета, но акценты (свисток и т.д.) использую ярких цветов для привлечения внимания учащихся.

Основываясь на данных принципах, я подбираю фон презентаций, видеороликов, раздаточного материала для теоретических занятий в соответствии с текущим состоянием учеников и/или назначением кабинета.

  1. Диагностика цветоощущением эмоционального состояния учащихся.

 В своей работе я использую различные диагностики эмоциональных явлений (психологической атмосферы, психологического климата) учащихся.  Мною проведено исследование эмоционального состояния учащихся 1-4 классов по методике «Цветоопись» (по А.Н. Лукошкину).

В исследовании приняли участие учащиеся 2-4 классов МБОУ СОШ №3 с. Огоньки в количестве 25 человек.

1 этап - изучена методика «Цветоопись» (по А.Н. Лукошкину).

2 этап - проведен опрос школьников по данной методике.

3 этап - этапе выполнен анализ результатов, сформулированы выводы.

Перед началом опроса мы обсудили со школьниками значение семи цветов в соответствии с кругом цветовосприятия, значение цветов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Значение цветов по методике «Цветоопись» (по А.Н. Лукошкину).

Цвет

Значение

Красный

активное, восторженное настроение,

Оранжевый

радостное, теплое настроение

Зеленый

спокойное, ровное настроение,

Синий

грустное настроение,

Фиолетовый или коричневый

тревожное, тоскливое настроение,

Черный

крайняя степень неудовлетворения.

Затем школьникам было предложено оценить своё настроение в начале и конце урока, согласно вышеуказанной методики. Результаты были запротоколированы в дневнике учителя. Опрос учащихся проводился в течении 2 недель. Результаты исследования в процентном соотношении приведены в таблице 2 и на рисунке.

Таблица 2

Цвет

До урока, %

После урока, %

Красный

11,8

37,3

Оранжевый

24,3

39,1

Зеленый

35,8

10,1

Синий

15,1

4,9

Фиолетовый или коричневый

10,2

6,7

Черный

2,8

1,9

                 Комплекс упражнений на урок по физической культуре, «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

Название упражнения

Количество

повторений

Содержание упражнений

1.

Упражнение на расслабление

30 сек.

 И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное.

2.

Упражнение на представление цвета

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное, свободное. Представление цвета.

3.

Упражнение на представление цвета под музыку                   (желательно классическую)

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное, свободное. Представление цвета под музыку, опрос каждого ученика  на цвет.

4.

Упражнение на представление цвета под звуки природы :(шум моря, шелест листвы, щебет птиц)

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное, свободное. Представление цвета под музыку. Опрос каждого ученика  на звуки природы

5.

Упражнение на расслабление

1 мин.

И.П. лежа в самой комфортной позе, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное, свободное. Представление самого приятного события,  с представлением цвета, опрос учеников

Исходя из проведённых исследований, можно сделать вывод, что организация образовательного процесса с использованием технологий цветоощущения облегчает процесс познания, экономит время, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение идеорефлекторных упражнений антистрессовой методики «Ключ» на уроках физической культуры

Актуальность обусловлена распространением  всевозможных хронических заболеваний среди школьников всех возрастов, постоянным повышением учебной нагрузки и необходимостью нивелировать негативное вл...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников

Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников...

Применение методики цветоощущения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет. Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапию)....