Применение методики цветоощущения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
методическая разработка по физкультуре

Барышникова Татьяна Владимировна

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет. Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoopis.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ  НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель физической культуры Т.В. Барышникова,

Учитель физической культуры Е.Ю. Кизиляева

Аннотация

Ключевые слова: урок физической культуры, с применением методики Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья»

Артур Шопенгауэр

Здоровьесберегающий подход дает возможность измерить метапредметные результаты урока через выявление функционального состояния учащихся в ходе учебной деятельности. Чаще всего под функциональным состоянием понимается интегральный комплекс наличных характеристик,   функций и качеств человека, которые прямо или косвенно  обуславливает выполнение деятельности. В практике школьного образование целесообразно использовать экспресс-методы самодиагностики функционального состояния человека, сооответствующие возможностям учащихся

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того что его окружает

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет. Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапию).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния школьника  при помощи определенных цветов.

Какие цвета обычно выбирают школьники? Выбирают яркие, насыщенные цвета, это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое и  яркое, они динамичны и любознательны. Выбор черного или коричневого, свидетельствует о том, что школьник замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия направленна на то, чтобы вернуть позитивное настроение. Она не дает возможность передать все многообразие оттенков настроения человека – для этого любой предлагаемый набор цветов явно недостаточен. Однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. В этом отношении диагностика эмоциональных явлений (психологической атмосферы, психологического климата) с помощью цветосимволов осуществляется точнее. Важен вопрос о характере включенности самого исследователя в реальную жизнь учащихся.

Основной методический инструмент проведенных исследований – это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой. Цветоматрица заполняется в начале и в конце каждого коррекционно-развивающего занятия. В инструкции школьнику предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время.
Интерпретация результатов производится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всей группе, и зональные (групповые) цветовые синдромы. По своему содержанию синдромы могут оцениваться следующим образом:
1. позитивно-стимулирующие (цвета верхней части спектра);
2. умеренные, стабилизирующие (цвета средней части спектра);
3. негативные, астеничные (нижняя часть спектра);
4. напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
5. «ковровые» (пестрота цветов, отсутствие единства в настроениях).
Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы – требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок. Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний: красный +3 балла, оранжевый +2 балла, желтый +1 балл, зеленый 0 баллов, синий -1 балл, фиолетовый -2 балла, черный -3 балла, белый 0 баллов.
Таким образом, каждый цвет в цветоматрице можно заменить числовыми данными.
Анализ полученных данных возможен в нескольких вариантах:
1. Исследуется вертикальный столбец в цветоматрице. Он символизирует эмоциональное состояние перед началом занятия (в конце занятия). Условный его показатель «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
А= £((+) – (–)) х п,
где £ (+) – сумма всех положительных баллов, V (–) – сумма всех отрицательных баллов, п – количество человек.
Данный показатель отражает общее эмоциональное настроение детей. По нему учитель может в некоторой степени судить о том, смог ли он своим воздействием на детей вызвать у них чувство эмоционального благополучия, которое отражается в хорошем настроении у детей («А» со знаком «+»). Либо, наоборот, следствием общения психолога и группы стало чувство эмоционального дискомфорта, выражающееся в неудовлетворительном, тревожном настроении («А» со знаком «–»).
2. Исследуется представленность цветов у всех членов  группы в течение определенного периода времени (на протяжении реализации программы). В этом случае можно говорить об общих цветовых синдромах, то есть о преобладании определенных настроений у детей за данный период. Таким образом, исследуется влияние на эмоциональную атмосферу в группе макрофакторов – каких-либо значимых событий, наиболее понравившихся занятий. Динамика эмоциональных состояний детей в процессе реализации программы представлена графически.
3. Проводится анализ горизонтального столбца цветоматрицы – смена настроений отдельного ребенка. Учитывается представленность цветов, словесные пояснения ученика. Это дает возможность учителю глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние, а найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка.

Цель – проанализировать эмоциональный настрой школьников  на уроках физической культуры посредствам методики «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

Задачи:

1. Исследовать особенности методики «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

2. Включить элементы изучаемой методики в урок физической культуры 7 класса.

3. Рассмотреть полученные результаты и внести корректировки в учебный процесс при необходимости.

Проанализировать проведение урока посредством опроса учащихся.

Методы исследования: анализ литературных источников, опрос, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие учащиеся 7 а – г классов ГБОУ школы 98 Калининского района Санкт-Петербурга. Общее количество респондентов – 96 человек. Период исследования сентябрь – декабрь 2018 года.  На первом этапе исследования нами была изучена методика «Цветоопись» (по А.Н. Лукошкину). На втором этапе проведен опрос школьников по данной методике. На третьем этапе выполнен анализ результатов, сформулированы выводы.

Перед началом опроса мы обсудили  со школьниками значение семи цветов в соответствии с кругом цветовосприятия, значение цветов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Значение цветов по методике «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

Цвет

Значение

Красный

активное, восторженное настроение,

Оранжевый

радостное, теплое настроение

Зеленый

спокойное, ровное настроение,

Синий

грустное настроение,

Фиолетовый или коричневый

тревожное, тоскливое настроение,

Черный

крайняя степень неудовлетворения.

Затем школьникам было предложено оценить своё настроение в начале и конце урока,  согласно вышеуказанной методики. Результаты были запротоколированы  в дневнике учителя. Опрос учащихся проводился в течении 4 недель.

Результаты исследования в процентном соотношении приведены в таблице 2 и на рисунке.

Таблица 2

Цвет

До урока, %

После урока, %

Красный

11,8

37,3

Оранжевый

24,3

39,1

Зеленый

35,8

10,1

Синий

15,1

4,9

Фиолетовый или коричневый

10,2

6,7

Черный

2,8

1,9

                 Комплекс упражнений на урок  по физической культуре, «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

Название упражнения

Количество

повторений

Содержание упражнений

1.

Упражнение на расслабление

30 сек.

 И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное.

2.

Упражнение на представление цвета

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное. Представление цвета.

3.

Упражнение на представление цвета под музыку                   (желательно классическую)

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное. Представление цвета под музыку, опрос каждого ученика  на цвет.

4.

Упражнение на представление цвета под звуки природы :(шум моря, шелест листвы, щебет птиц)

30 сек.

И.П. лежа на спине, руки ладонями вниз, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное. Представление цвета под музыку. Опрос каждого ученика  на звуки природы

5.

Упражнение на расслабление

1 мин.

И.П. лежа в самой комфортной позе, глаза закрыты, плечи, живот и бедра расслаблены. Дыхание спокойное,  свободное. Представление самого приятного события,  с представлением цвета, опрос учеников

Выводы:

1. Исследовать особенности методики «Цветоопись» (по А.Н.Лукошкину).

2. Включить элементы изучаемой методики в урок физической культуры.

3. Рассмотреть полученные результаты и внести корректировки в учебное планирование.

Литература

 Таяновский И. В отчем доме. - Л., «Лениздат». 1984.

2. Таяновский И. Новгородские звоны. - В.Новгород, «Вече». 1999.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1986.

4. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

5.Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек http://rosdesign.com/design/kolorofdesign.htm 

6.А.П.Журавлев в книга "Смысл и звук"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич  Главная задача учителя физической культуры...

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наря...

Программа применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

С  О  Д  Е  Р  Ж  А  Н  И  ЕПРОГРАММЫ 1.Современное состояние  вопроса  применения  методики круговой тренировки.2. Основы организации...

Совершенствование игровой методики на уроках физической культуры в начальной школе.

Оптимизация двигательного режима младших школьников на основе разработок и научно-обоснованных методик использования подвижных игр и игровых упражнений в различных физкультурно-оздоровительных формах ...

Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе

Методическая разработка для учителей физической культуры.     В предлагаемой разработке программный материал по баскетболу с учетом требований обязательно минимума содержания образовани...

Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе.

Методическая разработка для учителей физической культуры.Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим т...