Доклад к педсовету на тему "Обновлённые ФГОС как вектор развития образовании"
статья

Тузова Елена Петровна

Материал можно использовать для педсоветов, ГМО и ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlennye_fgos_kak_vektor_razvitiya_shkoly.docx155.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обновленные ФГОС как вектор развития школы

Новые государственные общеобразовательные стандарты ( или стандарты 3-го поколения) –утверждены 30 мая 2021 года.

С 1 сентября 2022 года начал действовать обновленный ФГОС в каждой школе, а обучающиеся принятые в первые и пятые классы, в 2022 году начали учиться по обновлённым ФГОС.

Проведём небольшой блиц-опрос, чтобы настроиться на работу по нашей теме.

-Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС ООО.

-В каком году принят ФГОС? 2004 г.

-Какой подход лежит в основе стандартов?(системно-деятельностный)

ФГОС – это федеральные государственные     образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам.

Основными задачами ФГОС являются

  • создание единого  образовательного пространства по всей Российской Федерации
  •  обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
  •  конкретизация требований к обучающимся
  • вариативность содержания образовательных программ

Обратим внимание на модель введения обновлённых ФГОС.

http://school617.spb.ru/filestore/resizedimages/5faa2faa-e779-11ec-9426-2e333fe05a89.png

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. 

Я остановлюсь на ключевых моментах.

Вариативность

Новые стандарты требуют, чтобы содержание ООП было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной программы

  • Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет для общего образования не более 5 лет.
  • Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может быть увеличен не более чем до 6 лет.
  • Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.

Оценка результатов освоения ООП

  • Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных в порядке, установленном Организацией.
  • Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО не предусматривают.
  • Оценка личностных результатов освоения программы общего образования не является предметом промежуточной аттестации.

 Практически полностью изменились требования к результатам освоения программы НОО.

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

Требования к метапредметным результатам сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было осуществлять ,формулировать, использовать)

Предметные результаты

1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.

2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)

3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.

 5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом ВПР, НИКО и т.д.

 

Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «осознавать, владеть, понимать, использовать».

Основные изменения,
внесенные в обновленный ФГОС НОО и ООО

  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития межпредметных навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
  • Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
  • Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
  • Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
  • Прописана процедура оценки качества образования (ВПР и т.д.)
  • Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
  • Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
  • Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  • Разрешено деление классов на подгруппы.
  • Предъявлены общие требования к оснащенности кабинетов.
  • Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
  •  Определено базовое содержание программы воспитания.

Вывод:

  • Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед.
  • Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени.
  • Вариативность содержания и сроков образования
  • Личный образовательный маршрут
  • Индивидуальные учебные планы
  • Деление на группы
  • Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ.

Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!

Китайская народная мудрость гласит, не дай бог жить во времена перемен. А нам выпало именно такое время. Перемены – это трудно, «неудобно», ответственно. Но именно мы, педагоги, держим в своих руках будущее нашей страны. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Решение педагогического совета

1.  Изучить на ШМО ФГОС НОО и ООО

2. Провести классные родительские собрания в классах, посвященных переходу на новые ФГОС ООО

3. Скорректировать график повышения квалификации педагогов.

4. Учителям-предметникам подготовить проекты новых рабочих программ, курсов, модулей, программ внеурочной деятельности в электронном виде согласно структуре в 2023-2024 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Педсовет на тему "Дополнительное образование детей- новый вектор развития"

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно ...

Доклад на педсовете Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...