Доклад к педсовету на тему "Обновлённые ФГОС как вектор развития образовании"
статья
Материал можно использовать для педсоветов, ГМО и ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlennye_fgos_kak_vektor_razvitiya_shkoly.docx | 155.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обновленные ФГОС как вектор развития школы
Новые государственные общеобразовательные стандарты ( или стандарты 3-го поколения) –утверждены 30 мая 2021 года.
С 1 сентября 2022 года начал действовать обновленный ФГОС в каждой школе, а обучающиеся принятые в первые и пятые классы, в 2022 году начали учиться по обновлённым ФГОС.
Проведём небольшой блиц-опрос, чтобы настроиться на работу по нашей теме.
-Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС ООО.
-В каком году принят ФГОС? 2004 г.
-Какой подход лежит в основе стандартов?(системно-деятельностный)
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам.
Основными задачами ФГОС являются
- создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации
- обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
- конкретизация требований к обучающимся
- вариативность содержания образовательных программ
Обратим внимание на модель введения обновлённых ФГОС.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Я остановлюсь на ключевых моментах.
Вариативность
Новые стандарты требуют, чтобы содержание ООП было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной программы
- Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет для общего образования не более 5 лет.
- Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может быть увеличен не более чем до 6 лет.
- Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.
Оценка результатов освоения ООП
- Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных в порядке, установленном Организацией.
- Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО не предусматривают.
- Оценка личностных результатов освоения программы общего образования не является предметом промежуточной аттестации.
Практически полностью изменились требования к результатам освоения программы НОО.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Требования к метапредметным результатам сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было осуществлять ,формулировать, использовать)
Предметные результаты
1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.
2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)
3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений.
5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом ВПР, НИКО и т.д.
Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «осознавать, владеть, понимать, использовать».
Основные изменения,
внесенные в обновленный ФГОС НОО и ООО
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития межпредметных навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
- Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
- Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
- Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
- Прописана процедура оценки качества образования (ВПР и т.д.)
- Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
- Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
- Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
- Разрешено деление классов на подгруппы.
- Предъявлены общие требования к оснащенности кабинетов.
- Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
- Определено базовое содержание программы воспитания.
Вывод:
- Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед.
- Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени.
- Вариативность содержания и сроков образования
- Личный образовательный маршрут
- Индивидуальные учебные планы
- Деление на группы
- Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ.
Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!
Китайская народная мудрость гласит, не дай бог жить во времена перемен. А нам выпало именно такое время. Перемены – это трудно, «неудобно», ответственно. Но именно мы, педагоги, держим в своих руках будущее нашей страны. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Решение педагогического совета
1. Изучить на ШМО ФГОС НОО и ООО
2. Провести классные родительские собрания в классах, посвященных переходу на новые ФГОС ООО
3. Скорректировать график повышения квалификации педагогов.
4. Учителям-предметникам подготовить проекты новых рабочих программ, курсов, модулей, программ внеурочной деятельности в электронном виде согласно структуре в 2023-2024 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
Педсовет на тему "Дополнительное образование детей- новый вектор развития"
Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно ...
Доклад на педсовете Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...
- Мне нравится (1)