Выступление по теме самообразования: "Применение метода проекта"
учебно-методический материал
Выступление на районном методическом объединении по теме: "Применение метода проекта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества станицы Гривенской
Педагог дополнительного образования:
Толстик М.В.
ст. Гривенская
В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им педагогом, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.
Каждый из нас по своей природе – исследователь. И как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Метод проекта заинтересовал меня ещё в 2008 году, так как доминирующими мотивами для меня являлись влияние инновационной деятельности на совершенствование учебно-воспитательного процесса, совершенствование методических знаний, внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта.
Прежде чем приступить к проектной деятельности, я изучила опыт педагогов работающих в ДДТ, которые уже занимались в этом направлении. Много информации почерпнула из интернета и журналов: «Дополнительное образование» 12/2008г. – автор: Бурова О. Б., «Воспитание школьников» 5/2008г. – автор: Федоренкова Т., Педагогика. Проективная педагогика. 1996 – Безрукова В. С.
Я разработала и ввела в практику сначала метод проекта по воспитательной работе – проект «Забытые корни».
Главная задача проектной деятельности – дать учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, а педагогу сформировать исследовательскую культуру и тем самым повысить уровень своего педагогического мастерства.
Внедрение в практику проектной деятельности решило несколько задач:
прежде всего, повышения своего профессионального уровня, своей компетентности, интереса воспитанников к обучению, появление инноваций в своей педагогической практике.
В процессе работы над проектом ребята самостоятельно учились намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор. Могли предусматривать последствия выбора, действовать самостоятельно, корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов, а так же объективно оценивать самому деятельность и результаты проектирования и исследования.
Но в ходе работы над проектом мы столкнулись с целым рядом проблем: были трудности в реализации новых идей в объединении, ребята боялись неудач и ошибок, что очень неприятно, у некоторых учащихся не хватало воли и терпения довести новое до совершенства, иногда проявляли неуверенность в своих силах.
Совместная проектная деятельность способствует развитию у учащихся активности, организационных навыков и нравственных качеств. Тематика проекта «Забытые корни» даёт возможность воспитания таких нравственных качеств, как знание своей истории, своего происхождения, чувства патриотизма, почитание старших, любовь к людям, к родной станице, краю; уважение к деятелям культуры и искусства.
Проект способствует развитию познавательной деятельности учащихся, расширению представлений о традициях, культуре, искусстве своей малой родины.
Проектная деятельность воспитывает в учащихся умение работать слаженно, объективно оценивать свои успехи и успехи товарищей, формирует социальную компетентность.
Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьёй. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались заветы добра и душевной чистоты, порядочности и служения Отчизне, сохранение вековых традиций.
Исследования по истории своих семей – это своеобразная попытка размышления над неразрывной связью человека (личности), семьи, его воспитавшей, и страны, где, волею проведения или личного выбора, существует его семья, фамилия, род.
Идея исследования собственных корней нашла живой отклик у коллектива учащихся и их родителей. Творческие исследования семей ребята представляют в виде проекта.
При создании Родового Древа, основной целью является формирование духовного единства семьи через составление своей родословной.
Опорой семьи является род с его образом жизни.
Начинать писать родословную следует с создания родового древа. Вместе с родителями дети создают своё генеалогическое древо.
В этом помогают бабушки и дедушки. Учащиеся получают уникальную информацию о своих более-менее дальних предках.
Эти сведения они фиксируют в анкетах. Форму анкеты предлагали и обсуждали ребята все вместе.
Когда-то давно, знать свою генеалогию было едва ли не священной обязанностью каждого человека, и не хотелось бы быть Иванами родства не помнящими. Поэтому мы решили следовать этой заповеди.
Составлением своей родословной увлеклись многие ребята.
По своим семейным архивам учащиеся составили творческие работы, Родовые Древа, семейные гербы. Ребята с удовольствием приняли участие в этой работе. У детей появилось чувство рода, ответственности за свою фамилию, гордость за свою родословную. Мы вовлекли родителей в совместную творческую деятельность.
Ребята решили, что эту интересную, полезную работу они будут продолжать, пока живы представители старших поколений наших семей.
Работа по этой теме интересная, многогранная, и она продолжиться, так как через познание истории своей семьи происходит познание истории своей станицы, края и страны.
Хочется, чтобы из каждого ребёнка вырос хороший семьянин, чтобы семья снова стала величайшей нравственной ценностью, чтобы не прерывалась связь старшего и молодого поколения.
Так же в рамках данного проекта, по этнокультурному воспитанию детей, запланированы встречи с представителями духовенства и казачества, где главной темой бесед является не только семья и семейные ценности, но и самобытность, традиции, история казачьей станицы.
Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного воспитания детей сегодня как никогда актуальны и важны. Дети, являясь по своей природе творцами, всегда способны отображать в разных видах творчества всё многообразие окружающего мира. Вот почему реализуется подпрограмма по этнокультурному воспитанию, ориентированная как на современное состояние развития этнокультуры, так и на его историю.
Задача проекта – сохранить традиционную культуру нашей казачьей станицы через устное творчество казачьего края, детский фольклор, обряды, песенное творчество, игровой материал, сказку, воспитать в детях доброту, толерантность, чувство патриотизма.
Таким образом, проект способствует активизации воспитания подростков – граждан РФ, как сознательных и достойных приемников отечественной культуры, истории, ценностей и традиций.
Но воспитательным проектом работа не завершилась. В этом году я ввела метод проекта в учебный процесс. В объединении «Веселая мастерская» мы с ребятами начали работу по проекту «Мукасолька», по теме дополнительной образовательной программы: «Способы изготовления изделий».
Проект подразумевает поиск знаний в одной области, то есть является монопроектом. Главной целью для ребят является самостоятельный поиск информации, благодаря чему решается ряд задач. Ребята, благодаря самостоятельной работе, закрепляют и показывают полученные знания, умения и навыки, а также развивается творческий потенциал, фантазия, активность.
Работа состояла из трёх основных этапов.
Первый этап – подготовительный, включал в себя поиск информации, изучение литературы. Ребята искали дополнительный материал по теме, чаще всего останавливаясь на фольклоре.
Второй этап – практический, где ребята делились на группы, распределяли обязанности между собой и занимались, непосредственно, изготовлением изделий, применяя в работе полученную информацию.
Третий этап – заключительный, то есть, защита проекта. Здесь участники микрогрупп выставляют готовые работы и представляют их с соответствующим комментарием.
Вывод:
В результате нашей с ребятами работы был создан проект, где мы, не без труда, но справились с поставленными задачами. В ходе работы ребята узнали много нового, научились находить и делится друг с другом информацией. Приобщение ребят к исследовательской деятельности и разработке проекта принесло свои плоды. Дети стали интеллектуально богаче, творчески активны и самостоятельны. У них повысилась самооценка и уверенность в себе. Они научились обсуждать и анализировать, приобрели полезные умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им в будущем, помогут легче адаптироваться в социуме. А я, как педагог, повысила свою исследовательскую культуру и стала увереннее включаться в инновационную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования:«Применение новых педагогических технологий
Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти са...
Отчет по теме самообразования "Применение ИКТ на уроках математики"
Предоставлен отчет по теме "Применение информационных коммуникативных технологий на уроке математики" . Период работы над темой 2009-2012г....
Тема самообразования «Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках географии»
Использование ИКТ на уроках...
Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"
Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Выступление на педагогическом совете:«Использование методов проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
презентация к педсовету...
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...