Сообщение "Арт-терапия на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
статья

Выступление на ройонном методическом объединении по теме: "Здоровьесберегающие технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapevtich._igry.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Гривенской

СООБЩЕНИЕ:

Педагог дополнительного образования

 М. В. Толстик

ст. Гривенская

      Благотворное влияние искусства, в частности декоративно-прикладного творчества, на жизнь и здоровье  людей  известно давно. Поэтому, на мой взгляд, к нему стоит обратиться за помощью при работе с детьми.
      Психотерапевтическое и развивающие функции прикладного творчества заключаются в самой его природе. Оно не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребенку в его развитии. Данный вид творчества помогает почувствовать себя художником, способствует познанию мира, приобретению жизненного опыта, модулирует коммуникативный процесс  в общении с окружающими людьми, приносит приятные впечатления, способствует преобразованию негативных эмоций  в положительные.
      Обращаясь к декоративно-прикладному творчеству, в своей работе я  использую нетрадиционные материалы. На занятиях в объединениях «Радуга и «Веселая мастерская» дети обучаются работе с разнообразными материалами: крупами, семенами, соленым тестом,  спичками, песком, камнями, ракушками и др. Это дает возможность детям  расширить сенсорный опыт, получить различные ощущения от соприкосновения с материалами,  дает возможность своими руками создавать  полезную и красивую вещь. В результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность  в своих силах. При работе с  выше перечисленными материалами развивается мелкая и крупная моторика, координация движений, развивается мыслительный процесс.
      Работая  с крупами, соленым тестом  и другими материалами мы ставим перед собой такие цели и задачи как: дать первоначальное представление о крупах, семенах, соленом тесте и т.д. Обучить начальным приемам работы с этими материалами, сформировать навыки выполнения, последовательность всего процесса изготовления изделия, сформировать устойчивую мотивацию к выполнению задания и развитие целенаправленных действий, чувства формы, цвета, воображения.

РАБОТА С КРУПАМИ И СЕМЕНАМИ.


      Крупы и семена это доступный и легкий в работе материал.  В работе можно использовать  самые  разнообразные  семена: цветов, подсолнечника,  дыни, тыквы, арбуза дикорастущих растений. В большинстве случаев семена не требуют подготовки. Семена можно смешивать или использовать однородные в зависимости от рисунка. Крупы тоже являются хорошим поделочным материалом. Из него можно изготавливать прекрасную мозаику. При этом пригодятся кукуруза, пшено, горох, рис, гречневая, пшеничная, манная и другие крупы. Используя различные цвета разных круп и семян,  можно изготовить красивые картины, панно и без дополнительной обработки.  За основу берется картон, бархатная бумага, глянцевая тонкая бумага наклеивается на картон. Рисунок  готовят с учетом цветных пятен или имеющегося материала. Каждый фрагмент рисунка исполняют отдельно. Часть основы смазывают клеем и насыпают на это место крупу, легонько прижимая ее рукой. Когда клей подсохнет, лишнюю крупу стряхивают и повторяют операцию со следующим фрагментом. И так до окончания работы. Работа с отдельными видами круп имеет свои особенности. Например, манную крупу нельзя прижимать рукой.
      Не каждый ребенок способен самостоятельно выполнять работу. С такими детьми применяется  работа «рука в руке». Педагог вкладывает руку  ребенка в свою руку и работает рукой ребенка, выполняя все операции.  Для придания работе яркости можно использовать краски. Особое терапевтическое воздействие при работе с крупами оказывается на развитие мелкой и крупной  моторики, тактильных  ощущений, развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, координации движения обеих рук.

                                             

РАБОТА  С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ.

       Работа с соленым тестом способствует развитию и укреплению воли, развитию сенсомоторной сферы, пространственных представлений. Из соленого теста  можно сделать  много  интересного,  красивого,  полезного: игрушки,  рамки для фотографий, цветы, картины, панно, пейзажи, натюрморты и т.д.  Доступность материала и инструментов, легкость в обработке позволяет заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста детям с глубокой умственной отсталостью.  Соленое тесто - чудесный материал для работы, пластичный мягкий, интересный в работе. Работа с соленым тестом приучает детей к усидчивости, внимательности, ответственности.  Развивается моторика пальцев, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же  соленое  тесто  несет   в себе массу положительной энергии. Способы и техника выполнения изделий из соленого теста очень разнообразны. Можно лепить отдельные детали, вырезать по шаблонам или использовать формочки для выпечки. При использовании формочек и шаблонов раскатывают тесто в пласт толщиной  5мм и затем вырезают детали по шаблону или выдавливают формами. Для соединения деталей места соединения смазывают водой, которая служит клеем, и аккуратно защипывают.  Готовое изделие сушат на воздухе или в духовке, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. При желании готовое изделие можно окрашивать или лакировать.  

       

       В заключении хочется отметить, что декоративно – прикладное творчество оказывает благотворное терапевтическое воздействие на детей  и  особенно на детей, имеющих ограниченные возможности.  Занимаясь декоративно – прикладным творчеством ребенок получает возможность самовыражения, гармонизации психического состояния. Данный вид творчества воспитывает трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, усидчивость, аккуратность. Развивает собственную активность ребенка,  формирует устойчивую мотивацию к выполнению задачи. Но самое главное, на наш взгляд – развивается координация движения, которая важна для подвижности мыслительных процессов, для развития интеллекта как целого, в результате чего развивается весь человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...

Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным творчеством

Арт-терапевтические приемы на занятияз декоративным творчеством...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...