Сообщение "Арт-терапия на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
статья
Выступление на ройонном методическом объединении по теме: "Здоровьесберегающие технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapevtich._igry.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества станицы Гривенской
СООБЩЕНИЕ:
Педагог дополнительного образования
М. В. Толстик
ст. Гривенская
Благотворное влияние искусства, в частности декоративно-прикладного творчества, на жизнь и здоровье людей известно давно. Поэтому, на мой взгляд, к нему стоит обратиться за помощью при работе с детьми.
Психотерапевтическое и развивающие функции прикладного творчества заключаются в самой его природе. Оно не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребенку в его развитии. Данный вид творчества помогает почувствовать себя художником, способствует познанию мира, приобретению жизненного опыта, модулирует коммуникативный процесс в общении с окружающими людьми, приносит приятные впечатления, способствует преобразованию негативных эмоций в положительные.
Обращаясь к декоративно-прикладному творчеству, в своей работе я использую нетрадиционные материалы. На занятиях в объединениях «Радуга и «Веселая мастерская» дети обучаются работе с разнообразными материалами: крупами, семенами, соленым тестом, спичками, песком, камнями, ракушками и др. Это дает возможность детям расширить сенсорный опыт, получить различные ощущения от соприкосновения с материалами, дает возможность своими руками создавать полезную и красивую вещь. В результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах. При работе с выше перечисленными материалами развивается мелкая и крупная моторика, координация движений, развивается мыслительный процесс.
Работая с крупами, соленым тестом и другими материалами мы ставим перед собой такие цели и задачи как: дать первоначальное представление о крупах, семенах, соленом тесте и т.д. Обучить начальным приемам работы с этими материалами, сформировать навыки выполнения, последовательность всего процесса изготовления изделия, сформировать устойчивую мотивацию к выполнению задания и развитие целенаправленных действий, чувства формы, цвета, воображения.
РАБОТА С КРУПАМИ И СЕМЕНАМИ.
Крупы и семена это доступный и легкий в работе материал. В работе можно использовать самые разнообразные семена: цветов, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза дикорастущих растений. В большинстве случаев семена не требуют подготовки. Семена можно смешивать или использовать однородные в зависимости от рисунка. Крупы тоже являются хорошим поделочным материалом. Из него можно изготавливать прекрасную мозаику. При этом пригодятся кукуруза, пшено, горох, рис, гречневая, пшеничная, манная и другие крупы. Используя различные цвета разных круп и семян, можно изготовить красивые картины, панно и без дополнительной обработки. За основу берется картон, бархатная бумага, глянцевая тонкая бумага наклеивается на картон. Рисунок готовят с учетом цветных пятен или имеющегося материала. Каждый фрагмент рисунка исполняют отдельно. Часть основы смазывают клеем и насыпают на это место крупу, легонько прижимая ее рукой. Когда клей подсохнет, лишнюю крупу стряхивают и повторяют операцию со следующим фрагментом. И так до окончания работы. Работа с отдельными видами круп имеет свои особенности. Например, манную крупу нельзя прижимать рукой.
Не каждый ребенок способен самостоятельно выполнять работу. С такими детьми применяется работа «рука в руке». Педагог вкладывает руку ребенка в свою руку и работает рукой ребенка, выполняя все операции. Для придания работе яркости можно использовать краски. Особое терапевтическое воздействие при работе с крупами оказывается на развитие мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, координации движения обеих рук.
РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ.
Работа с соленым тестом способствует развитию и укреплению воли, развитию сенсомоторной сферы, пространственных представлений. Из соленого теста можно сделать много интересного, красивого, полезного: игрушки, рамки для фотографий, цветы, картины, панно, пейзажи, натюрморты и т.д. Доступность материала и инструментов, легкость в обработке позволяет заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста детям с глубокой умственной отсталостью. Соленое тесто - чудесный материал для работы, пластичный мягкий, интересный в работе. Работа с соленым тестом приучает детей к усидчивости, внимательности, ответственности. Развивается моторика пальцев, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Способы и техника выполнения изделий из соленого теста очень разнообразны. Можно лепить отдельные детали, вырезать по шаблонам или использовать формочки для выпечки. При использовании формочек и шаблонов раскатывают тесто в пласт толщиной 5мм и затем вырезают детали по шаблону или выдавливают формами. Для соединения деталей места соединения смазывают водой, которая служит клеем, и аккуратно защипывают. Готовое изделие сушат на воздухе или в духовке, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. При желании готовое изделие можно окрашивать или лакировать.
В заключении хочется отметить, что декоративно – прикладное творчество оказывает благотворное терапевтическое воздействие на детей и особенно на детей, имеющих ограниченные возможности. Занимаясь декоративно – прикладным творчеством ребенок получает возможность самовыражения, гармонизации психического состояния. Данный вид творчества воспитывает трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, усидчивость, аккуратность. Развивает собственную активность ребенка, формирует устойчивую мотивацию к выполнению задачи. Но самое главное, на наш взгляд – развивается координация движения, которая важна для подвижности мыслительных процессов, для развития интеллекта как целого, в результате чего развивается весь человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Обобщение опыта о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...
"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
Презентация к выступлению...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...
Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным творчеством
Арт-терапевтические приемы на занятияз декоративным творчеством...
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"...