Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»
материал

Ефремова Ольга Александровна

Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   молодых  людей, которые   покидают  организацию для детей-сирот, и, тех, кто  уходит из замещающей семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  для многих из них связан  с серьёзными  стрессами и проблемами, возникающими из-за низкого уровня готовности выпускников к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития

Московской области

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Московской области

Семейный центр помощи семье и детям

«Преображение»

 Доклад на тему:

« Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»

 Педагог-психолог -  Ефремова О.А.

Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»

Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   молодого  человека, который   покидает  организацию для детей-сирот, и, того, кто  уходит из замещающей семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами. Выпускники в  постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связаны, как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. Молодые люди, которые покидают организацию для детей-сирот и те, кто выходит из замещающей семьи во взрослую жизнь представляют собой одну из групп, находящихся в зоне наиболее высокого риска социальной исключенности.  

Процесс социального исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связан с их длительным пребыванием в искусственно благополучных условиях детских учреждений, где ребята не имеют возможности в полной мере накапливать  свой  социальный опыт, с социально-экономическими условиями, а также с психологической и эмоциональной составляющими их жизни,  что в свою очередь ведёт к острому дефициту социализации.

Остановимся на важных характеристиках психологического статуса выпускника организации для детей – сирот:

Сниженный уровень социальной активности,  ответственности и самостоятельности

Позиция «ничейного» ребенка после выпуска перерастает в отчужденную позицию «один против всех» отсутствие опыта самостоятельного проживания и ухода за собой (социально-бытовые навыки), социальная незащищенность (жилье, учеба, работа и пр.),

Непонимание материальной стороны жизни и рентные установки.  Выпускники нецелесообразно расходуют денежные средства, они не понимают «ценности денег».

Вместо проявления активной экономической позиции многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус "сироты" или "оставшегося без попечения родителей. Такое поведение свидетельствует о наличии в "Я-концепции" выпускника рентных установок:

1) объединение ребят в одной квартире для проживания и сдачи освободившейся комнаты в аренду;

2) после окончания первого ПТУ вместо работы идут "учиться" во второе и при этом не ходят на занятия, но зато находятся на полном государственном обеспечении;

Низкий уровень трудовой мотивации . Вместо устройства на работу обращаются на биржу труда, где выплаты по безработице существенно выше возможного заработка.

Пользуясь статусом ребенка-сироты,  выпускники привыкли все время что-то получать, брать, использовать, требовать, а взамен ничего не отдавать, что приводит к увеличению материальных потребностей и к иждивенческой позиции.

Виктимность. Повышенный уровень виктимности, то есть высокая вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости, подтверждается данными по исследованию личностной структуры, характерологических и патохарактерологических свойств:

а) часто встречающаяся интеллектуальная недостаточность, выраженная в умеренной степени, при значительной дисгармоничности умственного развития;

б) стойкий компонент инфантилизма - личностной незрелости, недоразвития, главным образом, в плане общения, понимания себя и других людей, практическая неспособность целенаправленно строить свою жизнь и последовательно отстаивать свои интересы и права;

в) эмоциональная неустойчивость: снижение способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонность действовать под влиянием аффекта, импульсивно, без учета реальности;

г) повышенная внушаемость - некритическая доверчивость и подверженность манипулятивным психологическим воздействиям.

Рецептивные ориентации поведения. Многие выпускники в течение достаточно долгого времени обращаются по любому поводу за советом, подростки стремятся найти себе советчика, на которого можно было бы переложить принятие решения.

При рецептивной ориентации человеку представляется, что "источник всех благ" лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - это получить его из этого внешнего источника. Для этих людей характерно найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Они чувствуют себя потерянными, будучи предоставленными самим себе, поскольку считают, что неспособны ничего сделать без посторонней помощи.

Важнейшая психологическая особенность детей-сирот, заключается в стремлении к избыточной компенсации недостающего родителя и переносе его искомого образа на других людей. Дети, воспитывающиеся без родителей, ищут заместителя родителя (защитника, покровителя, опекающего) в каждом взрослом и старшем. Они безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу. На каждого, кажущегося им сильным и умным, они как на Бога перекладывают все свои трудности и горести, все житейские проблемы. Многие, посетившие организацию для детей-сирот, встречаются с ситуацией, когда маленькие дети с отчаянной надеждой бросаются на каждого приходящего с криками "Мама! Папа!". Это так называемый поисковый синдром сироты, и синдром этот сохраняется пожизненно, в преобразованных формах он продолжается и у сирот совершеннолетних.

Пережитое насилие и грубое обращение. Выпускники, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности, частыми эпизодами депрессии, неумением устанавливать эмоциональные и физические границы в общении, нарушенной полоролевой идентификацией.

Ролевой дефицит. Воспитанники  не представляют, как строятся взаимоотношения в семье, какие могут быть семейные традиции и ритуалы, как распределить ответственность и обязанности в семье. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье, и т.п.

Значительные трудности у выпускников возникают в сфере межличностных отношений, в планировании и создании семьи. Зачастую они переносят инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, интимные и семейные взаимоотношения. Поиск партнеров осуществляется ими в замкнутой среде интернатных сверстников, созданные семьи (в основном — сожительства) неустойчивы и неблагополучны, и лишь десятая часть сирот может создать благополучную семью. Представления о родительско-детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство и вторичное сиротство. Часто меняются объекты симпатий, чувства поверхностны и недолговременны, неразвито чувство любви, нет представления о семейных традициях и ценностях.

Уровень конфликтности выпускников — средний и выше среднего. Склонность к аддиктивному поведению. Абсолютной причиной любых конфликтов они считают «негативное отношение окружающих». Выпускники живут в мире, который воспринимают как враждебный и не принимающий, окружающих они считают «черствыми» и «грубыми», обвиняют их в «несправедливом отношении» к ним, нежелании понять и помочь.

Преобладает неорганизованность досуга выпускников, что негативно влияет на их социальную адаптацию. Большинство из них проводят досуг дома в одиночестве или  на улице с друзьями, употребляя алкоголь, наркотики.

Резюмируя все вышеописанное, следует сделать вывод, что основными трудностями выпускников интернатных учреждений являются: социальные, личностные, семейные, жилищные и бытовые. Преодоление данных трудностей является основой успешной социальной адаптации выпускников и залогом успеха в различных областях их уже самостоятельной жизни.

Специфика физического и интеллектуального развития у детей-сирот влечет за собой эмоционально-волевую незрелость и нарушения в социально-психологической сфере, такие как завышенная или заниженная самооценка, слабый внутренний контроль, иждивенчество, инфантилизм, подчиняемость, доверчивость, некритичность, непрактичность, неадекватное восприятие социума за стенами организации для детей-сирот. Как следствие возникают сложности в постинтернатной адаптации.

Основными проблемами постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений являются:

  1. Разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
  2. Профессиональное самоопределение.
  3. Трудоустройство.
  4. Правовая некомпетентность.
  5. Трудности в ориентации служб социальной поддержки.
  6. Самостоятельной организации быта и досуга.

Таким образом, наличие большого числа факторов, затрудняющих процесс социальной адаптации  и интеграции в общество, вызывает необходимость постинтернатного сопровождения каждого выпускника. Служба постинтернатного сопровождения оказывает комплексную психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь выпускникам, поддерживает их в решении вопросов самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства ...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассмат...

Доклад «Индивидуальное комплексное сопровождение как технология реабилитационной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ТМНР».

Использование различных видов реабилитационной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТМНР в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".

В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...