ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МБОУ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Изучен процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное взаимодействие.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, ценности, социальное партнерство, патриотизм, ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_halyapina_av_vlad_chteniya.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МБОУ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Халяпина А.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области, р.п.Первомайский, Россия
Изучен процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное взаимодействие.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, ценности, социальное партнерство, патриотизм, ценности.
Президент В. В. Путин в своём Послании к Федеральному собранию РФ сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Федеральный государственный стандарт и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируют социальный заказ современной общеобразовательной школе, который выражается в «национальном воспитательном идеале – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с.8]
Система ценностей современного патриотического воспитания делится на четыре сферы:
- Духовно-патриотическая. Это признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость.
- Нравственно-патриотическая. Это любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким.
- Историко-патриотическая. Это верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений.
- Государственнo-патриотическая. Это приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Родины.
Огромную роль в нравственно-патриотическом становлении человека играет школа. Школа является учреждением, зарождающим в молодом поколении ростки гордости за свое Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота.
Воспитание - это круглосуточный процесс. В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное нравственно-патриотическое воспитание обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Взаимодействие с социальными партнерами способствует созданию благоприятных условий для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из него;
- кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность;
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
- открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
- гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
- общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, поселка и т.д.).
Социальными партнерами школы являются:
- Клуб «Патриот» г.Мичуринск (военно-спортивная игра «В зоне повышенного внимания» и «Одиночная подготовка воина-разведчика»)
- ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» (соревнование «Школа безопасности»)
- Станция юных туристов г.Мичуринск (Военно-туристическая спартакиада, туристический слет)
- Союз десантников России по Тамбовской области (областное празднование Дня ВДВ; марш бросок, посвященный памяти 6 роты псковской дивизии; пеший марш на 35 км ТАМБОВ-РАССКАЗОВО памяти А.В.Комягина; Уроки Мужества, экскурсии , занятия на базе 16 бригады ГРУ г.Тамбов)
- 137 парашютно-десантный полк г.Рязань (экскурсии)
- Федерация практической стрельбы Тамбовской области (соревнования по практической стрельбе)
- Региональное отделение ВДЮВПОД «Юнармия» (участие в региональных мероприятиях, соревнованиях и конкурсах ВДЮВПОД «Юнармия»)
- Военный комиссариат по Староюрьевскому и Первомайскому районам Тамбовской области (учебные сборы, День призывника, полевые выходы, профориентационные мероприятия, митинги, встречи с ветеранами воин, встречи с курсантами военно-учебных заведений)
- Мичуринская Епархия Богоявленское Благочиние (участие в совместных мероприятиях, конкурсах)
- Совет ветеранов Первомайского района (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
- Совет ветеранов – участников боевых действий на Северном Кавказе (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
- Совет ветеранов воинов-интернационалистов, участников боевых действий в Афганистане (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
- Районный краеведческий музей (экскурсии, Уроки Мужества)
- Дом детского творчества (проведение муниципальных мероприятий и конкурсов духовно-патриотической направленности)
- МОМВД России «Первомайский» (экскурсии, участие в акциях и мероприятиях)
- МБУ «Центральная библиотека» Первомайского района Тамбовской области Центральная детская библиотека (проведение совместных мероприятий, участие в работе военно-патриотического клуба)
- МБОУ ДО «Первомайская ДЮСШ» (участие в спортивных соревнованиях, праздниках, сдача норм ГТО)
- Редакция общественно-политической газеты Первомайского района Тамбовской области «Вестник» (освещение мероприятий в газете и на ее сайтах в социальных сетях)
Важнейшими задачами такого взаимодействия являются:
- Приобретение опыта социально-значимой деятельности, формирование активной гражданской позиции, с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области нравственно-патриотического воспитания.
- Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций «Совет ветеранов Первомайского района», «Совет ветеранов – участников боевых действий на Северном Кавказе», «Совет ветеранов воинов-интернационалистов, участников боевых действий в Афганистане» для укрепления и развития преемственности поколений.
- Создание условий для развития волонтерского движения и социальных практик как эффективного инструмента нравственно-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся.
- Развитие культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России через сотрудничество с Мичуринской Епархией Богоявленского Благочиния, районным краеведческим музеем.
Через совместную деятельность школы и социальных партнеров мы пытаемся сохранить непреходящие ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов. Лишь во взаимодействии с социальными партнерами школа способна обеспечить качественное нравственно-патриотическое воспитание обучающихся. Ведь как сказал К.Д.Ушинский «Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...».
Список литературы:
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
- Данилюк, А.Я, Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. - М., «Просвещение», 2009, - с.23
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)
INTERACTION OF MBOU “PERVOMAYSKAYA SECONDARY SCHOOL” WITH SOCIAL PARTNERS ON THE ISSUES OF MORAL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS
Khalyapina A.V.
Municipal budgetary educational institution “Pervomaiskaya secondary school” of the Pervomaisky district of the Tambov region, the village of Pervomaisky, Russia
alex.khalyapina@yandex.ru
The process of moral and patriotic education of students through social interaction is studied.
Key words: moral and patriotic education, values, social partnership, patriotism, values.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
Аналитическая справка результатов деятельности Шариповой Елены Петровны- учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области, по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного соц
Материалы к аттестации предоставленные на конкурс "Учитель года"...
основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"
Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...
Анализ воспитательной работы МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год
Анализ воспитательной работыМБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школаза 2011-2012 учебный год. Цель воспитательной работы нашей школы — воспитание свободного гр...
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Анализ работы МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2014– 2015 учебный год
В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данно...