ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МБОУ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Халяпина Александра Викторовна

 

Изучен процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное взаимодействие.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, ценности, социальное партнерство, патриотизм, ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_halyapina_av_vlad_chteniya.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МБОУ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Халяпина А.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области, р.п.Первомайский, Россия

alex.khalyapina@yandex.ru

Изучен процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное взаимодействие.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, ценности, социальное партнерство, патриотизм, ценности.

Президент  В. В. Путин в своём Послании к Федеральному собранию РФ  сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Федеральный государственный стандарт и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируют социальный заказ современной общеобразовательной школе, который выражается в «национальном воспитательном идеале – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с.8]

Система ценностей современного патриотического воспитания делится на четыре сферы:

  1. Духовно-патриотическая. Это признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость.
  2. Нравственно-патриотическая. Это любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким.
  3. Историко-патриотическая. Это верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений.
  4. Государственнo-патриотическая. Это приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Родины.

Огромную роль в нравственно-патриотическом становлении человека  играет школа. Школа  является  учреждением, зарождающим в молодом поколении ростки гордости за свое Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота.

Воспитание - это  круглосуточный процесс.  В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное нравственно-патриотическое воспитание  обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Взаимодействие с социальными партнерами способствует созданию благоприятных условий для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

  • добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из него;
  • кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность;
  • самостоятельности и ответственности в принятии решений;
  • сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
  • открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
  • гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
  • толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
  • общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, поселка и т.д.).

Социальными партнерами школы являются:

  1. Клуб «Патриот» г.Мичуринск (военно-спортивная игра «В зоне повышенного внимания» и «Одиночная подготовка воина-разведчика»)
  2. ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» (соревнование «Школа безопасности»)
  3. Станция юных туристов г.Мичуринск (Военно-туристическая спартакиада, туристический слет)
  4. Союз десантников России по Тамбовской области (областное празднование Дня ВДВ; марш бросок, посвященный памяти 6 роты псковской дивизии; пеший марш на 35 км ТАМБОВ-РАССКАЗОВО памяти А.В.Комягина; Уроки Мужества, экскурсии , занятия на базе 16 бригады ГРУ г.Тамбов)
  5. 137 парашютно-десантный полк г.Рязань (экскурсии)
  6. Федерация практической стрельбы Тамбовской области (соревнования по практической стрельбе)
  7. Региональное отделение ВДЮВПОД «Юнармия» (участие в региональных мероприятиях, соревнованиях и конкурсах ВДЮВПОД «Юнармия»)
  8. Военный комиссариат по Староюрьевскому и Первомайскому районам Тамбовской области (учебные сборы, День призывника, полевые выходы, профориентационные мероприятия, митинги, встречи с ветеранами воин, встречи с курсантами военно-учебных заведений)
  9. Мичуринская Епархия Богоявленское Благочиние (участие в совместных мероприятиях, конкурсах)
  10. Совет ветеранов Первомайского района (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
  11. Совет ветеранов – участников боевых действий на Северном Кавказе (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
  12. Совет ветеранов воинов-интернационалистов, участников боевых действий в Афганистане (участие в акциях «Свет в окне», «Адрес ветерана», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», участие в мероприятиях районного уровня – выставление почетного караула во время митингов и дней воинской славы и др.)
  13. Районный краеведческий музей (экскурсии, Уроки Мужества)
  14. Дом детского творчества (проведение муниципальных мероприятий и конкурсов духовно-патриотической направленности)
  15. МОМВД России «Первомайский» (экскурсии, участие в акциях и мероприятиях)
  16. МБУ «Центральная библиотека» Первомайского района Тамбовской области Центральная детская библиотека (проведение совместных мероприятий, участие в работе военно-патриотического клуба)
  17. МБОУ ДО «Первомайская ДЮСШ» (участие в спортивных соревнованиях, праздниках, сдача норм ГТО)
  18. Редакция общественно-политической газеты Первомайского района Тамбовской области «Вестник» (освещение мероприятий в газете и на ее сайтах в социальных сетях)

Важнейшими задачами такого взаимодействия являются:

  1. Приобретение опыта социально-значимой деятельности, формирование активной гражданской позиции, с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области нравственно-патриотического воспитания.
  2. Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций «Совет ветеранов Первомайского района», «Совет ветеранов – участников боевых действий на Северном Кавказе», «Совет ветеранов воинов-интернационалистов, участников боевых действий в Афганистане» для укрепления и развития преемственности поколений.  
  3. Создание условий для развития волонтерского движения и социальных практик как эффективного инструмента нравственно-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся.
  4. Развитие культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России через сотрудничество с Мичуринской Епархией Богоявленского Благочиния, районным краеведческим музеем.

Через совместную деятельность школы и социальных партнеров мы пытаемся сохранить непреходящие ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов. Лишь во взаимодействии с социальными партнерами школа способна обеспечить качественное нравственно-патриотическое воспитание  обучающихся. Ведь как сказал К.Д.Ушинский «Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...».

Список литературы:

  1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
  2. Данилюк, А.Я, Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. -  М., «Просвещение», 2009, - с.23
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

INTERACTION OF MBOU “PERVOMAYSKAYA SECONDARY SCHOOL” WITH SOCIAL PARTNERS ON THE ISSUES OF MORAL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Khalyapina A.V.

Municipal budgetary educational institution “Pervomaiskaya secondary school” of the Pervomaisky district of the Tambov region, the village of Pervomaisky, Russia

alex.khalyapina@yandex.ru

The process of moral and patriotic education of students through social interaction is studied.

Key words: moral and patriotic education, values, social partnership, patriotism, values.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"

Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом  МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...

Анализ воспитательной работы МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год

Анализ воспитательной работыМБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школаза 2011-2012 учебный год.  Цель воспитательной работы нашей школы — воспитание свободного гр...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Анализ работы МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2014– 2015 учебный год

В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данно...