Роль наставничества в повышении качества преподавания
статья
Наставничество имеет важную роль в решении многих педагогических задач. Традиции наставничества сейчас крайне востребованы. От учителя к учителю и отучителя к ученику передаются опыт, умения и знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль наставничества в повышении качества преподавания»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)
Наставничество — это системная передача знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному. Понимая важную роль наставничества в решении многих педагогических и коммуникативных задач, государство предлагает выстраивать образовательные отношения на методологии наставничества.
В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего национальной системе учительского роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента РФ учреждён знак отличия «ЗА наставничество».
Президент РФ В.В. Путин сказал: «Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Традиции наставничества десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно наставничество позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания»
В нацпроекте «Образование» сказано, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей, что называется «старой закалки». Конечно, они имеют крепкие знания, огромный опыт.
Наставничество - это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника.
«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя.» (Конфуций).
Проблемы и трудности, с которыми сталкивается молодой педагог в школе, чаще связаны не с методикой ведения урока, а с коммуникацией. Как ни странно, большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста; межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе. Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. Часто уходят молодые, перспективные молодые люди не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные учителя.
Наставник помогает человеку расти и развиваться как профессионалу, часто предлагая советы, основанные на его более глубоких знаниях или опыте. Отношения наставничества могут быть построены через сетевое взаимодействие, личные связи или официальные программы наставничества. Наставники поощряют и стимулируют профессиональное или личное развитие другого человека. Когда подопечный сталкивается с трудностями при выполнении своей работы или достижении цели, он может обратиться за поддержкой к наставнику. Такая поддержка может мотивировать их продолжать двигаться вперед, несмотря на трудности.
Молодому специалисту необходимо получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Педагог - наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Доверие является основным элементом отношений наставничества. Наставники могут выявить слабые стороны и посоветовать, как их улучшить. Поскольку это профессиональные отношения, наставник играет объективную роль.
Наставник - это лидерская позиция, поскольку он работает непосредственно с человеком, направляя его профессиональное развитие.
Стать педагогом-наставником может далеко не каждый квалифицированный преподаватель. К данной кандидатуре предъявляют специфические требования:
- наличие опыта работы в качестве преподавателя не менее 7 лет;
- наличие опыта консультанта среди школьников или иных подопечных лиц;
- наличие лидерских качеств и умение вести за собой подопечных;
- умение развивать не только профессиональные или научные качества, но и содействовать личностному росту индивидов;
- наличие определенных достижений в профессиональной области: наличие публикаций или индивидуальных достижений в поверенной нише, теме, проектной деятельности, наличие успехов у подопечных под началом консультанта и пр.
«Наставник - это тот, кто готов помогать другим, у кого есть способность вдохновлять, решимость усердно работать, четкое видение, вдохновляющая цель, глубокое чувство целостности и умение ценить радость.» – Керри Кеннеди
Педагог-наставник для начинающего учителя или работника выполняет следующие функции:
Аналитическая, которая заключается в предварительной оценке качества подготовки новоиспеченного специалиста, его умению планировать и проводить занятия. В рамках данной миссии педагог-наставник выделяет сильные и слабые моменты, подчеркивает недостатки в работе начинающего специалиста;
Рекомендательная или совершенствующая. Эта задача сводится к выработке рекомендаций по оптимизации деятельности нового специалиста, передаче личного опыта в проведении подобных мероприятий и ли работе;
Созидательная или координационная, проявляющаяся в содействии молодому специалисту в реализации возложенных на него обязанностей: содействие в планировании занятий рекомендации по подбору методической и информационной базы, установление контакта с целевой аудиторией и пр.;
Проблемно-ориентированная. Данная функция призвана установить слабые стороны специалиста и помочь в их устранении, решении педагогических и общеобразовательных проблем.
Также педагог-наставник может проверить новые тенденции, веяния и личные разработки посредством и внедрения на примере начинающего специалиста. В данном случае наставничество служит основой для новаторства.
Фактически, система наставничества в рамках системы образования призвана помочь новоиспеченному специалисту состояться в профессиональной, научной или ной среде, самосовершенствоваться и перенять опыт более опытного лидера, добиться успеха и признания.
Молодым педагогам наставничество дает неоценимую поддержку в период освоения профессии. Система работы с молодым педагогом способствует:
- адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
- формированию его заинтересованности в работе;
- получению положительных результатов;
- развитию педагогического потенциала;
- созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдёт себя и будет принят, и востребован.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя – наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Оцениваемые результаты наставничества:
- повышение уровня удовлетворённости собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;
- качественный рост успеваемости, улучшение поведения в классах;
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским коллективами;
- рост числа собственных профессиональных работ, статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
«Учитель, который любит учиться, получает право и возможность помогать другим учиться.» (Рут Бичик)
Литература:
Журнал HR-Portal
Источник: https://disshelp.ru/blog/kakova-rol-pedagoga-nastavnika-v-uchebnom-zavedenii/
© DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам
Источник: https://saytpozitiva.ru/tsitaty-pro-uchiteley.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-97563-1355273335.jpg)
Пути повышения качества преподавания ин. языка
Выступление (презентация) на районном МО учителей английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-28314-1354474942.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"
Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....
Пути совершенствования и повышения качества преподавания английского языка
Примеры повышения качества преподавания иностранного языка ( из опыта работы) ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24800.jpg)
Использование средств мультимедиа как условие повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ.
Использование средств мультимедиа как условие повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301389-1379938353.jpg)
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...