Роль наставничества в повышении качества преподавания
статья

Трунова Марина Петровна

Наставничество  имеет важную роль в решении многих педагогических задач. Традиции наставничества сейчас крайне востребованы. От учителя к учителю и отучителя к ученику передаются опыт, умения и знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль наставничества в повышении качества преподавания»

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему

 через примеры, наставления и применение на деле...»

(Н. А. Коменский)

Наставничество — это системная передача знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному. Понимая важную роль наставничества в решении многих педагогических и коммуникативных задач, государство предлагает выстраивать образовательные отношения на методологии наставничества.

В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего национальной системе учительского роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента РФ учреждён знак отличия «ЗА наставничество».

Президент РФ В.В. Путин сказал: «Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Традиции наставничества десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно наставничество позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания»

В нацпроекте «Образование» сказано, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей, что называется «старой закалки». Конечно, они имеют крепкие знания, огромный опыт.

Наставничество - это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника.

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя.» (Конфуций).

Проблемы и трудности, с которыми сталкивается молодой педагог в школе, чаще связаны не с методикой ведения урока, а с коммуникацией. Как ни странно, большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста; межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе. Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. Часто уходят молодые, перспективные молодые люди не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные учителя.

Наставник помогает человеку расти и развиваться как профессионалу, часто предлагая советы, основанные на его более глубоких знаниях или опыте. Отношения наставничества могут быть построены через сетевое взаимодействие, личные связи или официальные программы наставничества. Наставники поощряют и стимулируют профессиональное или личное развитие другого человека. Когда подопечный сталкивается с трудностями при выполнении своей работы или достижении цели, он может обратиться за поддержкой к наставнику. Такая поддержка может мотивировать их продолжать двигаться вперед, несмотря на трудности.

Молодому специалисту необходимо получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. 

Педагог - наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Доверие является основным элементом отношений наставничества.  Наставники могут выявить слабые стороны и посоветовать, как их улучшить. Поскольку это профессиональные отношения, наставник играет объективную роль.

Наставник - это лидерская позиция, поскольку он работает непосредственно с человеком, направляя его профессиональное развитие.

Стать педагогом-наставником может далеко не каждый квалифицированный преподаватель. К данной кандидатуре предъявляют специфические требования:

  • наличие опыта работы в качестве преподавателя не менее 7 лет;
  • наличие опыта консультанта среди школьников или иных подопечных лиц;
  • наличие лидерских качеств и умение вести за собой подопечных;
  • умение развивать не только профессиональные или научные качества, но и содействовать личностному росту индивидов;
  • наличие определенных достижений в профессиональной области: наличие публикаций или индивидуальных достижений в поверенной нише, теме, проектной деятельности, наличие успехов у подопечных под началом консультанта и пр.

«Наставник - это тот, кто готов помогать другим, у кого есть способность вдохновлять, решимость усердно работать, четкое видение, вдохновляющая цель, глубокое чувство целостности и умение ценить радость.» – Керри Кеннеди 

Педагог-наставник для начинающего учителя или работника выполняет следующие функции:

Аналитическая, которая заключается в предварительной оценке качества подготовки новоиспеченного специалиста, его умению планировать и проводить занятия. В рамках данной миссии педагог-наставник выделяет сильные и слабые моменты, подчеркивает недостатки в работе начинающего специалиста;

Рекомендательная или совершенствующая. Эта задача сводится к выработке рекомендаций по оптимизации деятельности нового специалиста, передаче личного опыта в проведении подобных мероприятий и ли работе;

 Созидательная или координационная, проявляющаяся в содействии молодому специалисту в реализации возложенных на него обязанностей: содействие в планировании занятий рекомендации по подбору методической и информационной базы, установление контакта с целевой аудиторией и пр.;

Проблемно-ориентированная. Данная функция призвана установить слабые стороны специалиста и помочь в их устранении, решении педагогических и общеобразовательных проблем.

Также педагог-наставник может проверить новые тенденции, веяния и личные разработки посредством и внедрения на примере начинающего специалиста. В данном случае наставничество служит основой для новаторства.

Фактически, система наставничества в рамках системы образования призвана помочь новоиспеченному специалисту состояться в профессиональной, научной или ной среде, самосовершенствоваться и перенять опыт более опытного лидера, добиться успеха и признания.

Молодым педагогам наставничество дает неоценимую поддержку в период освоения профессии. Система работы с молодым педагогом способствует:

  • адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
  • формированию его заинтересованности в работе;
  • получению положительных результатов;
  • развитию педагогического потенциала;
  • созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдёт себя и будет принят, и востребован.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя – наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Оцениваемые результаты наставничества:

  • повышение уровня удовлетворённости собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;
  • качественный рост успеваемости, улучшение поведения в классах;
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским коллективами;
  • рост числа собственных профессиональных работ, статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

«Учитель, который любит учиться, получает право и возможность помогать другим учиться.» (Рут Бичик)

Литература:

Журнал HR-Portal

Источник: https://disshelp.ru/blog/kakova-rol-pedagoga-nastavnika-v-uchebnom-zavedenii/
             © DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам

Readmore: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.932a2487-64897595-1667ff96-74722d776562/https/www.legit.ng/ask-legit/quotes-messages/1517506-35-great-mentor-quotes-inspire-motivate-you/;

https://infourok.ru/vystuplenie-na-temu-uchitelskoe-nastavnichestvo-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-6420588.html 

Источник: https://saytpozitiva.ru/tsitaty-pro-uchiteley.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества преподавания ин. языка

Выступление (презентация) на районном МО учителей английского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"

Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

Пути совершенствования и повышения качества преподавания английского языка

Примеры повышения качества преподавания иностранного языка ( из опыта работы) ....

Использование средств мультимедиа как условие повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ.

Использование средств мультимедиа как условие  повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

   Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...