Активные формы работы школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
статья

Бормотова Ольга Анатольевна

Из опыта работы школьного методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин. Краткий обзор применяемых форм и методов работы с учителями на заседаниях ШМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы работы школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.

В условиях модернизации образования те формы методической работы, в которых главное место отводилось чистым докладам и выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности. Сегодня необходимо использовать более активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью интерактивных методов и активных форм методической работы. 

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Использование  интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого работа школьного методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин организуется через разные формы – индивидуальные, групповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?  Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «Большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Приём «Большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: предметных недель, участие в грантовых проектах педагогических конкурсов и др.

Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

1 этап - Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

2 этап - Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

3 этап - На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации.

«Творческая лаборатория» 

Цель лаборатории - классификация имеющихся технологии по компонентам педагогического процесса, разработка рекомендации по оптимальному использованию технологий, методик, методов, проведение мониторинг эффективности используемых технологий.

Лаборатория осуществляет:

  • разработку системы деятельности по освоению концепции личностно ориентированного образования на основе научных достижений в области философии, педагогики, психологии, социологии, культорологии;
  • освоение теоретического содержания инновационно-образовательных технологий и разработку методологии их использования;
  • составление программ, планов анкет, опросников, контрольных срезов деятельности по анализу педагогического процесса, разработку процедур контроля и диагностики индивидуального развития ученика, способов его коррекции;
  • конструирование ситуаций общения, формирующих нужный познавательный опыт;
  • анализ нравственно-психических установок (ориентировочных, логических, креативных, эмоциональных и др.), которые необходимо реализовывать для достижения поставленных образовательных целей;
  • разработку учебного материала для организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Метод «Творческой лаборатории» позволил разработать процедуру контроля и диагностики естественнонаучной грамотности обучающихся.  

«Методический фестиваль». Данная форма методической работы ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач.

 Фестиваль педагогических идей: калейдоскоп урока.

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством учителей.

Задачи: ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками коллег; проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

Выбор конкретной формы работы определяется текущими задачами, стоящими перед методическим объединением учителей.

Преимущества проведения заседаний методического совета с использованием активных форм следующие:

1. Значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

2. Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения и развития.

3. Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с учителями в рамках методического объединения позволила разработать провести такие мероприятия:

  • обсуждение открытых уроков учителей естественных наук;
  • предметные недели естественных наук;
  • участие в НПК учителей и учащихся;
  • участие в грантовом проекте «Уральской инженерной школы»;
  • торжественное открытие кабинетов естественных наук;
  • анализ результатов ВПР, ОГЭ;
  • анализ и коррекция рабочих программ по дисциплинам естественнонаучного цикла;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей лингвистического цикла

В материале представлена тема методической работы, цикл, задачи,  циклограмма работы ШМО учителей лингвистического цикла....

План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла состоит из следующих разделов: организация мероприятий по повышению качества знаний,  успеваемости, по внедрению ФГОС ...

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

 Работа ШМО гуманитарного цикла направлена на повышение профессионального мастерства учителей русского языка, истории. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями у...

Отчет о работе школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Предназначен для руководителей школьных методических объединений....

Система работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

Материал содержит необходимые для руководителя ШМО учителей гуманитарного цикла документы...

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2021 - 2022 учебный год

Цель:  расширение  профессиональных знаний и совершенствование  практических умений педагогов в области внедрения  инновационных  педагогических  технологий в условиях вв...