Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»
учебно-методический материал

Блинова Анжелика Александровна

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Доклад на школьное методическое объединение

классных руководителей на тему

«Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»

Составитель:

классный руководитель

5 класса Блинова А.А.

г.о. Шуя, 2021 г.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с затруднениями. Переход обучающихся из начальной школы — это сложный и ответственный период, ведь от того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейшая школьная жизнь обучающегося. Задача классного руководителя совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

На уровне основного общего образования коренным образом меняются условия обучения: обучающиеся переходят от основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Им становится необходима помощь: они не знают, в какой кабинет идти, оставляют свои вещи в кабинетах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить учебные принадлежности к уроку и т.д.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе обучающиеся переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, неорганизованности, забывчивости.  У некоторых обучающихся начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. 

В связи с этим педагоги школы-интерната совместно с классным руководителем обсудили и начали реализовывать меры по успешной адаптации обучающихся 5 класса.

В начале 2021-2022 учебного года педагоги и классный руководитель 5 класса изучили результаты мониторингов образовательной деятельности в 4 классе для построения эффективной учебно-воспитательной работы.

С целью предупреждения перегрузок строго регламентирована подача нового учебного материала, соблюдены нормы домашних заданий, огромное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям  на уроках.

Педагоги школы-интерната проводят работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, намечены пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, ведется воспитательная работа в классе.

Педагоги, работающие в 5 классе, ведут работу по адаптации обучающихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества каждого.

Также педагогом-психологом и социальным педагогом школы-интерната проводится работа по адаптации обучающихся: коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые беседы, занятия на снятие эмоционального напряжения в комнате психологической разгрузки.

Так, 15 октября для обучающихся 5 класса педагогом-психологом Кузьминой М.С. и классным руководителем Блиновой А.А. был проведен час общения «С детства дружбой дорожи». Цели: сплочение классного коллектива, воспитание в обучающихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим. На мероприятии обучающиеся рассуждали о дружбе, раскрывали суть пословиц и поговорок, учились  говорить друг другу комплименты, подумали о том, какие отношения должны быть между одноклассниками, разбирали проблемные ситуации, формулировали правила дружбы. После просмотра тематических мультфильмов обучающиеся поняли, что   умение дружить,  забота о близких, уважение к окружающим – одни из важнейших качеств человека.  По итогам занятия обучающиеся сделали вывод о том, что жить нужно в мире и согласии со всеми, кто нас окружает. Крепкая, верная дружба помогает в любой жизненной ситуации.

Работа классного руководителя:

- привлекаются все обучающиеся к организации и участию в классных мероприятиях;

- если  необходимо  дать  негативную  оценку  какой-то деятельности,  то проблема обсуждается  с  обучающимся  наедине,  не вынося на всеобщее обсуждение.

- не  сравниваются  результаты  одного  с  результатами  других,  а только с его собственными.

- создаются  условия  для  проявления  способностей  и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.

Очень важно в этот период проводить профилактическую

работу с детьми, выработать четкие, последовательные и

устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они

необходимы, согласовать требования между всеми учителями-

предметниками. Особое внимание нужно уделить формированию

правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого

ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его

поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть

направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих

силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя

в трудных ситуациях неуспеха.

Очень важно в этот период проводить профилактическую

работу с детьми, выработать четкие, последовательные и

устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они

необходимы, согласовать требования между всеми учителями-

предметниками. Особое внимание нужно уделить формированию

правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого

ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его

поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть

направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих

силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя

в трудных ситуациях неуспеха.

Рекомендации родителям (законным представителям):

  1. Обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня.
  2. Основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Важно в этот период проводить профилактическую работу с обучающими, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между учителями-предметниками. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье и школе-интернате поможет ребенку эффективно решать возникшие перед ним проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям.»

Перечень возрастных особенностей учащихся 5-х классов, возможные причины неуспеваемости....

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.Новые, незнакомые условия всегда ...

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Родительское собрание с родителями учащихся 5-го класса: «Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям»...

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего проис...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Воспитание и развитие у обучающихся гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»...