Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям
статья (5 класс)
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. ... Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_obuchayushchihsya_5_klassa_k_novym_uchebnym_usloviyam.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Доклад на школьное методическое объединение
классных руководителей на тему
«Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»
Составитель:
классный руководитель
5 класса Силантьева А.С.
г.о. Шуя, 2022 г.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все обучающиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
На начало учебного года в классе 10 обучающихся.
Итого: 4 мальчика, 6 девочек.
На «4» и «5» 1 четверть не закончил ни один обучающийся. Также у одного обучающегося присутствуют неудовлетворительные отметки.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
- Произвольность психических процессов. Большинство обучающихся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
- Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть обучающихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как ниже среднего.
- Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
- Особенности поведения. Обучающиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение одного из обучающихся. Ребёнок себя плохо контролирует, часто выполняет только часть задания на уроках. На перемене не совсем корректно ведет себя с некоторыми обучающимися. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
- Особенности общения со сверстниками. Обучающиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
- Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
- Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей обучающиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:
- Изучение классного коллектива.
- Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
- Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
- Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от первого учителя об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы и беседы:
классные часы «Противодействие терроризму», «Повторяем ПДД», «Правила поведения во время урока, на перемене», «Правила пользования мобильным телефоном», «Интернет-безопасность», «Один дома»; «День гражданской обороны», «Действия в случае возникновения ЧС», «Мы в ответе за нашу планету», «Правила безопасного поведения в каникулы», «Посвящение в пятиклассники», «Права и обязанности школьника» (в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям), «Что такое счастье», «Правила безопасного поведения в интернете». Еженедельные разговоры о важном по понедельникам также способствуют настою обучающихся на работу на предстоящей неделе, сплочению, развитию патриотизма, ответственности, взаимоуважению.
Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с обучающимися были проведены беседы, в результате которых они познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В начале первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Практически все обучающиеся задействованы во внеурочной работе. За редким исключением все дети посещают различные мероприятия и их внеклассная деятельность очень активна.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. В основном, это общешкольные и классные мероприятия. Было проведено «Посвящение в пятиклассники», главной задачей которого было сплотить класс в одну большую, крепкую команду, развитие коммуникативных способностей, мотивации ребят на успешную учебу в среднем звене, а также адаптацию к новым условиям и образовательным требованиям.
Таким образом, исходя из наблюдения за обучающимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства обучающихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми обучающимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам:
- Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.
- В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе
- Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.
- Контролировать выполнение домашних заданий.
- Творческий подход к организации внеклассной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".
В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...
Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям.»
Перечень возрастных особенностей учащихся 5-х классов, возможные причины неуспеваемости....
Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям
Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.Новые, незнакомые условия всегда ...
Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям
Родительское собрание с родителями учащихся 5-го класса: «Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям»...
Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям
Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям...
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната...
Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»
Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»...