Методическая разработка "Использование перфокарт на уроках русского языка"
методическая разработка

Использование перфокарт на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРФОКАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

С целью формирования орфографической зоркости на уроках русского языка можно использовать перфокарты. Такая форма работы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.

Перфокарта-это индивидуальная ламинированная или помещённая в файл карточка с заданием, где надо вставить пропущенные буквы или цифры, сделанная из бумаги или картона.

Перфокарты появились и широко использовались в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность на уроках в школе или в работе с детьми школьного возраста, в том числе и с детьми, имеющими нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Наряду с различными упражнениями для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы, цифры.Использования перфокарт влияет на процесс преодоления трудностей письменной речи у школьников.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Перфокарты легки в изготовлении и применении. Количество перфокарт в комплекте соответствует количеству учеников в классе, это обеспечивает самостоятельность работы на уроке. В комплекте несколько вариантов заданий.

Преимущество перфокарт:

  1. Щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;
  2. Проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;
  3. Время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.
  4. Перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;
  5. За короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников;
  6. В одном комплекте несколько вариантов, что позволяет их использовать многократно.
  7. Учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице: Ф.И. ученика:

  1. Создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается.
  2. Можно использовать на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии , перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения.

Содержание может быть любым в зависимости от того с какой целью они будут использоваться, от содержания и сложности отрабатываемого материала, от возраста учеников. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы.

        

Умелое использование перфокарт и является одним из источников повышения эффективности урока:

  1. Активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;
  2. Развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;
  3. Развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;
  4. Повышения познавательного интереса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вставьте ъ или ь

с

ёжился

об

единение

учен

е

об

явление

друз

я

плат

е

пред

явить

под

езд

в

юн

кушан

е

крыл

я

раз

езд

скам

я

в

юга

под

ём

от

езд

здоров

е

ненаст

е

руч

и

сынов

я

1

Вставьте ъ или ь

счаст

е

под

ём

в

езд

с

едобный

дерев

я

под

ехать

от

езд

Ул

яна

об

явление

коп

ё

колос

я

с

ездить

с

ёмка

л

ёт

мурав

и

об

яснить

весел

е

обез

янка

варен

е

раз

ярить

2

Если нужно, поставьте мягкий знак

луч

ноч

реч

вещ

сторож

мяч

ключ

глуш

плащ

молодёж

мыш

скрипач

помощ

шалаш

товарищ

чиж

малыш

ёрш

рож

овощ

1

Если нужно, поставьте мягкий знак

грач

обруч

нож

ландыш

лещ

ёж

камыш

калач

кирпич

реч

этаж

плащ

тиш

борщ

плач

обруч

глуш

врач

дич

багаж

2

Если нужно, поставьте мягкий знак

корж

королевич

брош

экипаж

лож

циркач

ковш

пейзаж

дрож

малыш

полноч

трубач

матч

чертёж

плюш

богач

гараж

мелоч

блаж

малыш

3

Вставьте букву, если нужно

чу

ство

извес

ность

мес

ность

опас

ность

трос

ник

доблес

ный

лес

ница

ярос

ный

здра

ствуйте

ужас

ный

звёз

ное

поз

ний

окрес

ный

радос

ный

чудес

ный

чес

ность

интерес

ный

гиган

ский

мес

ность

вес

ник

1

Вставьте букву, если нужно

ненас

ный

поз

но

прекрас

ный

грус

ный

праз

ник

опас

ный

со

нце

счас

ливый

учас

ник

ус

ный

ужас

ный

интерес

ный

чудес

ный

мес

ный

чес

ный

ярос

ный

доблес

ый

вкус

ный

радос

ный

прелес

ный

2

Вставьте букву, если нужно

дож

ливая

ярос

ный

грус

ная

гиган

ский

чес

вовать

облас

ной

трос

ник

звез

ное

солне

ный

ус

ный

учас

вовать

чес

ный

поз

ний

ненас

ный

горс

ка

извес

ный

мес

ный

прекрас

ный

хлесlogo

кий

ужас

ный

3

Вставьте парные согласные

лоша

ь

поро

лебе

ь

лу

сторо

моро

верблю

стри

заво

но

горо

ро

ь

гвоз

ь

сапо

ле

пиро

у

бере

чи

овра

1

Вставьте парные согласные

гла

хле

дож

ь

голу

ь

са

мос

ша

пру

хле

жу

стол

зу

рука

проору

ь

ду

гвоз

ь

но

ёр

сер

ястре

2

Вставьте парные согласные

кру

ка

берё

ка

ло

ка

гря

ка

ча

ка

кру

ки

доро

ка

ла

ка

подру

ка

шка

чик

ло

ка

поло

ка

варе

ки

лопа

ка

тетра

ка

пету

ки

ры

ка

блу

ка

коро

ка

сосе

ка

3

Вставьте парные согласные

тро

ка

оса

ки

кно

ка

коро

кий

про

ка

площа

ка

ро

ки

ре

кий

сапо

ки

гла

кий

гри

ки

бука

ка

яго

ки

бума

ка

клее

ка

карто

ка

закла

ка

но

ка

заря

ка

варе

ки

4

Вставьте парные согласные

дер

кий

ска

ка

про

ьба

сколь

кий

ре

ьба

булла

ка

лу

ки

голо

ка

сто

ки

ни

кий

пиро

ки

мя

кий

ука

ка

лё

кий

перево

ка

вы

шая

перевя

ка

ни

кий

приче

ка

ша

ка

5

Вставьте безударные гласные

гр

за

з

ма

к

пна

с

ло

с

ва

хл

ба

вр

чи

ч

жи

к

са

бр

вно

м

ря

з

рно

ст

га

зм

я

ш

рфы

цв

ты

ш

ги

с

ло

ст

лбы

гр

да

1

Вставьте безударные гласные

ч

совой

з

ма

Зв

нок

с

ло

б

бры

зм

я

р

ки

сл

ды

х

лмы

л

цо

х

ды

п

ро

вр

ги

з

мля

м

лыши

пл

та

дв

ры

ст

на

с

сна

ч

сло

2

Вставьте безударные гласные

гл

за

бр

вно

кр

ты

з

рно

м

сты

с

ло

н

жи

гр

да

в

да

р

ды

д

ма

стр

ла

в

йна

п

нёк

д

ска

м

чи

к

за

д

нёк

кно

б

нты

3

Вставьте безударные гласные

в

здушные

ст

ит

х

лодные

вым

стил

г

лодные

обн

вил

м

ховые

к

таться

б

льшой

охр

нять

ст

рожевые

укр

шают

ст

ял

сп

сают

вых

дил

оч

щает

б

жать

ж

веем

л

жать

т

мнеет

4

Вставьте безударные гласные

гл

за

с

сновые

тр

ва

м

рская

п

ля

б

льшой

дв

ры

ст

льная

ст

лы

з

ленная

д

жди

ш

рокая

с

ды

пл

хая

ст

лбы

д

лёкий

м

чи

ч

совая

кно

в

сёлый

5

Вставьте безударные гласные

п

хучий

г

ворить

п

лезный

г

лова

пр

вдивый

г

лодать

ск

листый

г

лоса

с

сновый

д

рогой

в

сёлый

з

ленеть

ш

рокий

з

ркала

б

рода

к

лосок

в

селить

м

лодой

в

лосок

пом

гать

6

Вставьте безударные гласные

б

жать

б

льшой

св

зать

в

шнёвый

д

ржать

в

твистый

др

жать

в

згливый

защ

щать

в

здушный

зар

дить

д

лёкий

в

сит

кл

новый

в

лить

кр

кливый

м

рить

л

нивый

зап

сать

л

синый

7

Вставьте безударные гласные

гр

ница

в

нты

в

ершина

ж

ра

д

лина

м

рщинка

г

лубка

м

слёнка

б

да

ст

рожка

к

нец

см

льчак

кр

льчата

с

лёдка

зн

мёна

ч

рвяки

н

зина

скв

рец

пл

щадка

р

зьба

8

Вставьте окончание существительных

на свет

О встреч

в пол

из   деревн

к Анн

из книг

в туман

к ста

в травк

у   норк

на полян

к   хатк

в перчатк

на стол

в избушк

с   радость

в огород

в пол

по математик

на дом

1

Вставьте окончание существительных

с улиц

для поездк

из беседк

нет собак

с крыш

от бабушк

у стен

на капуст

до деревн

к тет

с прогулк

от тет

около печк

при школ

в духовк

к Наташ

из черник

у  Маш

с дорог

на витрин

2

Вставьте окончание существительных

На вол

в берлог

на ветк

в рощ

на ветв

в лазур

в сумрак

в помощ

под снег

на опушк

над земл

на ночлег

к цел

над речк

в помощ

за рощ

о жизн

с перц

с осен

над свеч

3

Вставьте окончание глагола в ед. числе

пиш

т

блещ

т

чита

т

хлещ

т

смотр

т

воп

т

реша

т

точ

т

лета

т

подыма

т

дыш

т

тороп

т

дремл

т

плещ

т

открыва

т

крепн

т

держ

т

топ

т

роня

т

груст

т

1

Вставьте окончание глагола в ед. числе

дума

шь

визж

шь

мысл

шь

храп

шь

мечта

шь

плач

шь

говор

шь

пищ

шь

замеча

шь

стон

шь

вид

шь

во

шь

стро

шь

ла

шь

прыга

шь

плещ

шь

дар

шь

зелене

шь

приход

шь

груст

шь

2

Вспомни написание слов                  

О или А

б

рабан

к

рзина

б

гаж

к

рова

б

ран

м

шина

в

робей

бед

гор

д

ог

род

дев

чка

п

мидор

к

пуста

с

поги

к

ртина

с

бака

к

ртон

с

рока

к

ньки

т

пор

1

Вспомни написание слов          

хор

шо

су

бота

ябл

ко

то

ябл

ня

ш

л

яг

да

вет

р

бар

бан

д

ван

вор

бей

пом

дор

город

р

бята

х

рошо

уч

тель

за

ц

ч

модан

р

бина

ще

2

Вспомни написание слов          

алф

вит

ин

гда

ртист

к

рандаш

в

круг

м

роз

тр

мвай

М

сква

чел

век

н

род

гражд

не

ов

щи

гр

жданин

днажды

громк

течество

сначал

п

года

д

рога

п

том

1

Вспомни написание слов            

р

бота

б

реза

Р

ссия

вес

ло

скольк

мальч

к

скор

Отеч

ство

слев

ран

ц

сн

чала

ногда

с

бака

р

бята

стольк

с

годня

т

гда

т

атр

тольк

т

традь

2

Вспомни написание слов        

ул

ца

се

одня

уч

ник

рас

каз

уч

тель

Рос

ия

уч

тельница

рус

кий

ч

ловек

р

бина

пом

дор

с

годня

д

ван

зык

вет

р

вдру

ч

модан

су

бота

щё

приш

л

3


Вспомни написание слов        

ул

ца

се

одня

уч

ник

рас

каз

уч

тель

Рос

ия

уч

тельница

рус

кий

ч

ловек

р

бина

пом

дор

с

годня

д

ван

зык

вет

р

вдру

ч

модан

су

бота

щё

приш

л

4

Вспомни написание слов            

бзац

б

ссейн

брикос

б

тон

лмаз

б

лото

пельсин

в

гон

ар

мат

в

кзал

б

гровый

в

лшебный

б

гряный

в

рота

б

зар

г

зета

б

лкон

г

лерея

б

ранка

г

лубой

1

Вспомни написание слов            

г

рох

к

ллектив

гр

мматика

к

ллекция

д

лина

к

мандир

завтр

к

комн

та

з

кон

к

мпьютер

зап

д

к

рреспондент

к

као

к

ричневый

к

лендарь

ком

ндир

к

литка

к

стюм

к

мыш

кр

вать

2

Вспомни написание слов            

кр

ссворд

г

ризонт

кр

ссовки

обл

ко

л

пата

братно

м

лина

громный

м

ндарин

гурец

н

всегда

дежда

н

зад

ранжевый

на

борот

рех

н

пример

рфограмма

н

секомые

сина

3

Вспомни написание слов            

пл

ток

с

всем

п

мощник

с

сед

п

перёк

с

ловей

п

рядок

с

чинение

пр

грамма

ст

кан

пр

фессия

т

релка

р

машка

т

варищ

св

бода

т

мат

см

родина

т

ска

снов

т

скует

4

Вспомни написание слов            3 кл.

тр

ллейбус

б

ссейн

ф

милия

в

рота

ф

нарь

д

лина

х

рактер

комн

та

х

зяин

к

стюм

ш

лаш

л

пата

ш

мпунь

манд

рин

ш

фёр

на

борот

юн

ша

н

секомые

манд

рин

см

родина

5

Вспомни написание слов            3 кл.

абр

кос

ин

й

ап

льсин

к

лограмм

в

негрет

коф

вмест

л

мон

вн

мательный

медл

нно

вп

ред

м

тро

вс

гда

м

чта

дл

на

навс

гда

женщ

на

н

деля

ж

лтый

п

чаль

6

Вспомни написание слов            3 кл.

поп

рёк

с

йчас

поч

рк

с

ребряный

прав

ло

с

ница

пр

дмет

с

реневый

пр

вет

сов

сть

пр

мер

соч

нение

пр

рода

стр

коза

пут

шествие

тел

грамма

р

сунок

характ

р

сев

р

уж

н

7

Вспомни написание слов            

ак

корд

доль

ак

уратный

во

зал

а

лея

га

мы

а

парат

гра

мы

а

петит

грип

бас

ейн

гру

па

бу

то

до св

дания

ва

на

дро

жи

ва

ная

жёт

верх

жу

жит

8

Вспомни написание слов            3 кл.

за

ц

килограм

и

люстрация

ко

респондент

иску

ство

ма

са

как бу

то

медле

но

ка

са

мес

ц

клас

ми

лиметр

кро

сворд

му

чина

кро

совки

орфогра

ма

крос

о

дых

лес

ница

пе

рон

9

Вспомни написание слов            3 кл.

праз

ник

потому

то

праз

ничный

телегра

ма

програ

ма

те

раса

профе

сия

те

ритория

зади

тро

лейбус

сора

хо

кей

с

астье

тобы

с

ёт

чу

ство

с

итать

шо

се

су

ма

чере

10

Вспомни написание слов      .

лмазный

к

питан

вдв

ём

к

рнавал

выр

жать

к

рниз

выр

зительный

к

лено

г

зета

к

мпания

г

товить

к

нструктор

з

бота

к

нструкция

ин

гда

к

нцерт

к

бинет

к

пейка

к

мпания

к

пыто

1

Вспомни написание слов      

к

пытце

об

яние

к

рабль

об

ятельный

к

ридор

обл

ко

к

стёр

зорной

лаб

ратория

тчаяние

л

донь

п

деж

н

верное

п

латка

надолг

п

льто

нарочн

пи

нино

неск

лько

п

жалуйста

2

Вспомни написание слов      

п

нимать

сл

вянский

поп

лам

с

чинение

пор

вну

спр

ведливость

пр

гресс

тр

диция

пр

исшествие

фи

летовый

пр

стор

шор

х

пр

цесс

карн

вал

р

яль

л

боратория

св

бодно

баяние

сл

вяне

оз

рной

3

Вспомни написание слов      

ветр

ный

пон

мать

вп

рвые

пр

стиж

д

серт

пр

стижный

ист

на

пут

шественник

л

песток

разв

ваться

л

ловый

разв

ваться

м

талл

р

монт

отча

ние

р

шение

п

счаный

св

ркать

п

анино

свит

р

4

Вспомни написание слов      

с

ребро

пожалу

ста

с

туация

пес

аный

ст

речь

мета

лический

тр

вога

мат

ф

олетовый

ко

идор

ц

тата

исти

ный

стра

ный

Иметь

 виду

процес

нутри

профе

сия

двоём

прогрес

поровн

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка для 5 класса

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»Тип урока: урок комплексного применения знанийЗадачи урока: образовательные, развивающие, воспитательныеОпорные понятия: глагол, спряжение, безударные лич...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.Тема " Возвратное местоимение"

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка.                                      ...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...