Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
статья
Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
Доклад учителя русского языка и литературы на тему:
«Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
Почему ученики не справляются с программой?
Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:
- Пропуск занятий.
- Отсутствие желания изучать предмет.
- Необъективное оценивание во время урока.
- Сложность материала.
- Недостаточные способности ребенка.
- Пробелы в воспитании.
- Отсутствие элементарных организационных навыков.
- Чересчур объемные домашние задания.
- Невнимательность педагога.
- Неэффективность урока.
- Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
- Низкая активность во время занятий.
- Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).
Для преодоления трудностей обучения в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися можно использовать упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).
Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одно из главных является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.
Поэтому можно использовать следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное: о чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше?
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.
Работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся можно осуществлять на уроках, дополнительных занятиях. Проводить индивидуальные занятия с учениками.
Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими обучающимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю правила работы с неуспевающими школьниками:
- Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
- Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.
- Не торопите его, научитесь ждать.
- Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
- Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
- Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
- Обобщение – главная составляющая любой методики.
- Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
Учитель, работающий над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбирает для этого наиболее рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, педагог может:
- Разработать персональные задания к темам (карточки, таблицы, опорные схемы).
- Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки).
- Задать ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).
- Во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
- Разработать дифференцированные задания для разных видов проверочных работ.
- Проводить предупреждающие опросы.
- Задавать индивидуальные домашние задания и проверять их в присутствии ребенка.
- Проводить консультации, помогать перед уроком.
- Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).
Учитель русского языка и литературы: /Сосорова М. В. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
О Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и пре...
Доклад "Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке"
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Нужно установить...
ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2016-2017уч.г Предмет: Биология. Химия. Учитель Н.В. Леванских
Цель: добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся. Задачи:1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации2.Создание у...
План работы научно – технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2017 – 2018 учебный год
План работы научно - технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 201-2018 учебный год....
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, учащихся по русскому языку и литературы....
Выступление по теме: "Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках истории"
Выступление на районном семинаре...