Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.
статья по литературе на тему
Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_formirovaniya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.
Являясь одной из составных частей нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и воспитательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Всё это позволяет детально выявить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.
Решение этих задач должно быть повсеместным на каждом этапе развития личности ребенка.
Итак, патриотическое чувство, желание и готовность защищать Родину осознаётся учащимися постепенно и не может быть сформировано в короткое время, требуя к себе постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в силу возрастных особенностей учащихся отдельные задачи патриотического воспитания решаются по-разному в разных классах школы.
Педагогу необходимо знать важнейшие условия активного овладения учащимися знаниями патриотической направленности.
Первое условие – идейная и научная ценность, достоверность сообщаемых детям знаний. В этом случае возможные противоречия между усвоенными воспитанниками знаниями и окружающей их действительностью, их личным опытом могут преодолеваться, а знания, многократно подтверждаемые фактами жизни, - трансформироваться в личные убеждения учащихся.
Другим условием является связь пропагандируемых детям идей с их личным опытом. Так реализуется важнейший принцип воспитания – единство слова и дела, единство теории и практики.
Третье условие – это активный способ овладения информацией путём вовлечения самих детей в её поиск, обсуждение и пропаганду.
В практической деятельности учитель, выбирая методы и формы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы и формы взять себе на вооружение. Это зависит от многих факторов и условий, и в каждом случае педагог отдаёт предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Рассказ учителя – это краткое живое повествование о каких-либо явлениях, фактах, событиях, людях.
Беседа предполагает активную роль самих детей в добывании и усвоении знаний. С её помощью ученики включаются в обмен приобретёнными ранее знаниями, используют свой жизненный опыт и, направляемые учителем, сообщают ему и друг другу те или иные сведения, делают новые выводы из ранее усвоенного. Эффективность беседы состоит в умении правильно ставить вопросы, которые требуют не только воспроизведения, но и размышления, рассуждения, осмысливания нового.
Личный пример воспитателя способствует выработке у учащихся личного отношения к усваиваемой информации. Сначала непроизвольно, а затем и осознанно они начинают подражать авторитетному воспитателю, его убеждения становятся их убеждениями в огромной степени благодаря воздействию повседневного личного примера педагога.
Я полагаю, что оружием педагога-филолога должно стать художественное слово. Оно проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, слово утешает и вдохновляет. Оно помогает найти себя и не потерять в этом огромном сложном, вечно меняющемся мире. Оно учит мыслить самостоятельно. Сила художественного слова очищает, облагораживает человека, формирует ценностное сознание. . Проникая в ценностный мир слова, учащиеся постигают великие истины: отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности.
Наряду с живым словом и личным примером воспитателя значимым средством информации является книга. Учебная, научно-популярная, художественная литература – неисчерпаемый источник знаний для школьников. Поэтому правильное руководство чтением детей позволяет педагогу решить многие воспитательные задачи.
Чтобы помочь школьнику осознанно и заинтересованно продвигаться в своем литературном образовании, я создала систему внеклассного чтения , куда отобрала книги, позволяющие реализовать задачи патриотического воспитания школьника.
Что читать о войне
№ | Опорное слово | Название произведения, автор |
1 | Воинский долг, подвиг | В. Быков. Сотников; Б.Васильев. В списках не значится; Г. Бакланов. Навеки девятнадцатилетние; С. Смирнов. Брестская крепость. |
2 | Женщина и война | Б.Васильев. А зори здесь тихие; С. Алексиевич. У войны не женское лицо; В. Каверин. Кнопка. |
3 | Любовь и война | В. Быков. Альпийская баллада; В. Астафьев . Пастух и пастушка; А. Толстой. Русский характер. |
4 | Военный быт | А. Лиханов . Пленные; В. Кондратьев . Сашка; |
5 | Война и дети | В.Богомолов . Иван; В. Быков . Болото; А Платонов .Возвращение; В. Семин. Ласточка- звездочка. |
6 | Милосердие на войне | В. Закруткин . Матерь человеческая; В. Вересаев. Мария Петровна. |
Работая над анализом произведения, уделяю должное внимание формированию навыка анализа эпизода как единицы художественного произведения. Через индивидуальные опережающие задания ( проследи за мыслями и действиями героя) привлекаю учащихся к психологическому анализу текста. Работа с текстом художественного произведения становится целенаправленной благодаря вопросам, данным учащимся по тексту заранее, рациональным приемам отбора материала для анализа системы образов, фиксации в тетради наиболее важных проявлений в поступках , речи героев, авторских оценках. Все это позволяет накапливать материал и использовать его в творческих работах.
Художественная литература делает эмоциональный опыт героев произведения частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира ребенка происходит через постижение идеалов и через сопереживания чувств героев, через соучастие и сочувствие.
Художественная литература способствует решению одной из самых трудных задач патриотического воспитания – трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности.
Для того чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки, достойные своего народа и Родины, необходима страстная внутренняя целеустремленность. Формированию этого качества может способствовать ориентация школьника на героя литературы, которого он выбирает в качестве своего идеала, подражает ему в своих поступках и действиях. В героических действиях с наибольшей силой и полнотой, во всем своем величии и красоте раскрывается внутренний облик человека. В героическом подвиге наиболее полно слиты воедино нравственные и эстетические отношения. А нам известно, что между патриотическим и эстетическим воспитанием существует сложная и многосторонняя связь, так как эстетическое отношение является составной частью понятия “патриотизма”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».
Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...
Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....
Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....
Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....
Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...
Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы
Программа представляет систему работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи средствами художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса....
Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы
Пособие адресовано учащимся 3-4 классов для групповых или индивидуальных занятий.Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей ...