Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/
статья
Презентация-сопровождение выступления на РМО по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Активные формы и методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
активность (физическая, социальная, познавательная) решение проблем обратная связь овладение навыками работы в команде инициатива (направленность действий) практический опыт Характерные признаки активного обучения:
Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности коммуникативная информационная деятельная
Средства формирования функциональной грамотности на уроках русского языка Чтение с «карандашом» Чтение вариативных текстов И сследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов Составление заданий к текстам Функциональное чтение Познавательные игры, викторины, уроки-дебаты Пересказы
ПОНИМАНИЕ текста ПРИМЕНЕНИЕ текста Синтез и оценка АНАЛИЗ текста ЗНАНИЕ текста Задания к текстам для развития ФГ составляются по принципу таксономии Блума :
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; - выявление информации; - интерпретация текста; - рефлексия на содержание текста; - рефлексия на форму текста.
Текст для работы:
Задание к тексту: 1. Сформулируйте основную мысль текста. 2. Укажите количество микротем в тексте. 3. Определите стиль текста (докажите свое мнение). 4. Определите тип текста (докажите свое мнение). 5 . Продолжите словарь современных заимствований. 6.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный
Задание к тексту: Признак Пояснение Примеры Буква «А» в начале Слова русского языка не начинаются с данного звука. Наличие буквы "А" в начале отличает иноязычное слово от русского. Буква «Ф» в начале Если слово начинается на этот звук, то это слово нерусского происхождения. Буква "Ф" была создана как раз для иноязычных слов. Этот начальный звук также говорит об иноязычном происхождении. Исконно русские слова не начинаются с буквы "Э". В иностранных словах чаще всего употребляется сочетание гласных букв пунктуация, радио, вуаль Присутствие большого числа гласных букв в одном слове. Если в слове часто повторяется один и тот же звук, то это тоже может говорить об иноязычном происхождении слова. Такие слова чаще всего выделяются звуком. 7 . Заполните таблицу. Таблица признаков заимствованных слов:
Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности работа в группах и парах метод проектов ролевые и деловые игры
Ссылки на сайты с заданиями по ФГ: 1. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy / 2. http://ou1.tav.obr55.ru/files/2021/12/ Языковая-грамотность-5-кл.-Русский-язык. pdf 3. https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-ruslit/metodicheskaya-kopilka/[ ЭИ]%20Сборник%20Читательской%20грамотности%20(5–9%20классы). pdf 4. http:// preobragenka.ucoz.ru/201314/2020-21/acvarium/startovaja_diagnostika.pdf 5. https:// pedagogcentr.ru/publication/5/39/6820 6. https://100ballnik.com/ функциональная-грамотность-5-класс-вн /
Мониторинг ФГ: Важную роль играет мониторинг функциональной грамотности. № ФИ ученика Макс.балл Сумма баллов % выполнения Уровень сформированности ФГ 1 2 3 4 5 6 1. Ишкулова Рабия 8 6 75,00 Повышенный 1 1 1 2 0 1 2. Миниярова Разия 8 5 62,50 Средний 0 1 1 1 1 1 3. Миниярова Эльза 8 2 25,00 Низкий 0 0 0 0 1 1 4. Назыров Альфред 8 5 62,50 Средний 0 0 1 2 2 0 5. Рамазанова Риана 8 4 50,00 Средний 0 0 1 0 2 1 6. Сатритдинова Ильнара 8 3 37,50 Средний 0 0 1 1 0 1 7. Халикова Самира 8 6 75,00 Повышенный 1 1 1 0 2 1 Итого по классу 56 31 55,3 Средний 2 3 6 5 8 6 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (6 класс) Таблица 1
№ задания в варианте Номер задания в комплексном задании Умения, проверяемые в процессе выполнения задания (объект оценки) Формат ответа Баллы за задание Справился с заданием ФИО Не справился с заданием ФИО «Континент-призрак»?» (6 заданий) 1 1 Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Задание с выбором одного верного ответа 1 2 2 Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) Задание с развернутым ответом 1 3 3 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста) Задание с выбором одного верного ответа 1 4 4 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста Задание с комплексным множественным выбором 2 5 5 Различать факт и мнение Задание с комплексным множественным выбором 2 6 6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте Задание с развернутым ответом 1 Характеристика заданий. Таблица 2
Классному руководителю по классу : Общий балл % от макс. балла Процент учащихся, достигших базового уровня ФГ Глобальные компетенции Естественно- научная грамотность Креативное мышление Математическая грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность 2021 2022 2021 2022 2021 2022 2021 2022 2021 2022 2021 2022 2021 2022 2021 2022 8А 27 29 61 90 28 25 14 26 32 30 8 37 42 28 44 26
Спасибо за внимание! Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться . Презентацию подготовили: Вахрамова Ю.Н., учитель истории и обществознания МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 Борисова С.Г., учитель русского языка и литературы.МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Заявка на КПК «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика» (Обществознание)
2021-2022 уч.год...
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...
Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/
Выступление на РМО по данной теме, обобщение опыта....