Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/
статья

Выступление на РМО по данной теме, обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова С.Г.

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности

СЛАЙД 1

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Иоганн Генрих Песталоцци

 (швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики)

СЛАЙД 2

Эффективное формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от многих факторов. Но одной из  основных задач, которую мы должны решить в прямом смысле на каждом уроке, является  создание таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

СЛАЙД 3

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

СЛАЙД 4

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

СЛАЙД 5

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Воспитать, обучить и сформировать такую личность помогут активные методы обучения

СЛАЙД 6

Активные формы и методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

СЛАЙД 7

Активное обучение предполагает внутренне-групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу). Характерные признаки активного обучения:

активность (физическая, социальная, познавательная);

инициатива (направленность действий);

практический опыт;

обратная связь;

решение проблем;

овладение навыками работы в команде.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.

СЛАЙД 8

Для реализации этих задач Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:

Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественнонаучная грамотность, Финансовая грамотность, Глобальные компетенции, Креативное мышление.

СЛАЙД 9

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная

информационная

деятельная.

СЛАЙД 10

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе русский язык и литература.

      Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать задания на развитие функциональной грамотности (показать свой пример из региональной диагностической работы, выделить, что самое трудное -это составить критерии оценивания)

Чаще всего на уроках русского языка я использую задания, связанные с работой над текстом.

СЛАЙД 12

   По объему и содержанию тексты должны соответствовать возрастным особенностям учащихся среднего звена. Задания составлены по принципу таксономии Блума: на знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. Задания направлены на решение проблемных ситуаций, способствующих развитию компетенций у учащихся.

СЛАЙД 13

  Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла

- выявление информации

- интерпретация текста

- рефлексия на содержание текста

- рефлексия на форму текста

  Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Кроме этого предусмотрены грамматические задания, которые можно видоизменять, в зависимости от грамматической темы урока.

СЛАЙД 14-15 РАБОТА с текстом.

СЛАЙД 16

Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности это:

-работа в группах и парах

-ролевые и деловые игры

-метод проектов

СЛАЙД 17

Применение банка заданий другие источники информации (апробированные сборники) по ФГ позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике.

СЛАЙД 18-20

Большое значение имеет мониторинг функциональной грамотности. Можно вести такие таблицы: по каждому обучающемуся, анализ выполнения задания или, как классный руководитель по всем компетенциям.

У нас в школе практикуется такие таблицы …..

СЛАЙД 21

В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской. Функционально грамотный обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе и задача общеобразовательного учреждения, это в первую очередь адаптация обучающихся к современной действительности, которую мы стараемся выполнять.

В следующем учебном году планирую ввести входной и итоговый контроль определения уровня функциональной грамотности, что будет более наглядно и доказательно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания

Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...

Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...

Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/

Презентация-сопровождение выступления на РМО по данной теме....