Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/
статья
Выступление на РМО по данной теме, обобщение опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_upravlenie_protsessom_formirovaniya_i_razvitiya_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова С.Г.
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности
СЛАЙД 1
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Иоганн Генрих Песталоцци
(швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики)
СЛАЙД 2
Эффективное формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от многих факторов. Но одной из основных задач, которую мы должны решить в прямом смысле на каждом уроке, является создание таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
СЛАЙД 3
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
СЛАЙД 4
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
СЛАЙД 5
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Воспитать, обучить и сформировать такую личность помогут активные методы обучения
СЛАЙД 6
Активные формы и методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
СЛАЙД 7
Активное обучение предполагает внутренне-групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу). Характерные признаки активного обучения:
активность (физическая, социальная, познавательная);
инициатива (направленность действий);
практический опыт;
обратная связь;
решение проблем;
овладение навыками работы в команде.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.
СЛАЙД 8
Для реализации этих задач Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:
Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественнонаучная грамотность, Финансовая грамотность, Глобальные компетенции, Креативное мышление.
СЛАЙД 9
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
коммуникативная
информационная
деятельная.
СЛАЙД 10
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе русский язык и литература.
Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать задания на развитие функциональной грамотности (показать свой пример из региональной диагностической работы, выделить, что самое трудное -это составить критерии оценивания)
Чаще всего на уроках русского языка я использую задания, связанные с работой над текстом.
СЛАЙД 12
По объему и содержанию тексты должны соответствовать возрастным особенностям учащихся среднего звена. Задания составлены по принципу таксономии Блума: на знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. Задания направлены на решение проблемных ситуаций, способствующих развитию компетенций у учащихся.
СЛАЙД 13
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла
- выявление информации
- интерпретация текста
- рефлексия на содержание текста
- рефлексия на форму текста
Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Кроме этого предусмотрены грамматические задания, которые можно видоизменять, в зависимости от грамматической темы урока.
СЛАЙД 14-15 РАБОТА с текстом.
СЛАЙД 16
Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности это:
-работа в группах и парах
-ролевые и деловые игры
-метод проектов
СЛАЙД 17
Применение банка заданий другие источники информации (апробированные сборники) по ФГ позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике.
СЛАЙД 18-20
Большое значение имеет мониторинг функциональной грамотности. Можно вести такие таблицы: по каждому обучающемуся, анализ выполнения задания или, как классный руководитель по всем компетенциям.
У нас в школе практикуется такие таблицы …..
СЛАЙД 21
В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской. Функционально грамотный обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе и задача общеобразовательного учреждения, это в первую очередь адаптация обучающихся к современной действительности, которую мы стараемся выполнять.
В следующем учебном году планирую ввести входной и итоговый контроль определения уровня функциональной грамотности, что будет более наглядно и доказательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Заявка на КПК «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика» (Обществознание)
2021-2022 уч.год...
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...
Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности/
Презентация-сопровождение выступления на РМО по данной теме....