Реализация системно-деятельстного подхода при обучении математике
статья

Косухина Елена Сергеевна

В данной статье расскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" не только с теоретическоой точки зрения, но и показана его реализация на уроках математики на конкретных примерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemno.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Косухина Елена Сергеевна,

учитель математики

МБОУ «Ивановская СОШ»

Рыльского района

            С 2015 года идет реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (кроме коррекционных школ, где только начинается реализация ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся  с умственной отсталостью). Общаясь с коллегами, замечаю, что им трудно перестроится от традиционного преподавания (дать знания обучающимся) к преподаванию сотрудничества в соответствии не только  с требования стандарта второго поколения, но и в соответствии с требованиями времени. И в этом нет ничего удивительного, так как средний возраст учителей в России (по данным последнего международного исследования TALIS) – 52 года. Это люди, прошедшие обучение в советской школе, когда знания передавались от учителя к ученику и основными формами проведения уроков были рассказ, беседа, лекция. Такие понятия, как проектная и исследовательская деятельность, системно-деятельностный подход стали внедрять в школы лишь в 80- 90- е годы 20 века.        

            В нашу школу системно-деятельностный подход пришел с реализацией системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова в 1985 году и только в начальных классах. Стоит отметить, что не все учителя и не все школы перешли на обучение по системе Л.В.Занкова или В.В.Давыдова, а для учителей, работающих в основной и старшей школе системно-деятельностный подход, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта, вообще не был знаком.

          В своей статье хочу раскрыть понятие системно-деятельностного подхода не только с теоретической точки зрения, но и показать его реализацию на конкретных примерах. Напомню, что в основе федерального государственного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

· разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

· развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и мира;

· признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

· учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

· разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

· обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

          Реализация системно-деятельностного подхода при обучении не только математики, но и других предметов невозможно без дидактики. В своей деятельности учитель обязательно должен не только знать, но и применять следующие дидактические принципы для качественной реализации деятельностного метода при сотрудничестве с обучающимися на уроке и внеурочной деятельности.

          Первый принцип – это принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде. Этому способствует применение на уроках таких технологий, как технология проблемного и развивающего обучения, кейс- и квест-технологии, а так же проектная деятельность на уроках.

          Приведу пример создания проблемной ситуации на уроке геометрии в 7 классе. Учитель задает вопрос, который заставляет обучающихся думать, рассуждать и анализировать: «Возможно, ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 8 см?». Проектную работу учитель может спланировать не только как домашнее задание, но и на уроке. При выполнении проектной работы по теме «Четырехугольники» в 8 классе обучающиеся разбиваются на группы и собирают информацию о свойствах и признаках одного из видов  четырехугольника,  выдвигают и проверяют гипотезы, оформляют стендовый доклад.

          Квест-технологии – одна из инновационных технологий в педагогике. Квест - это выполнение проблемного задания с элементами игры, где от игроков требуется решение умственных задач для продвижения по сюжету. Для достижения главной цели героям необходимо сначала выполнить ряд второстепенных заданий.  Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки. Игра проводится на этапах актуализации знаний, целеполагания и планирования. Например, необходимо угадать ключевую фразу, которая поможет определить учебную задачу урока в виде игры Форд Боярд.

           Второй принцип – это принцип непрерывности, который означает преемственность между уровнями образования, между содержанием и методикой преподавания с учетом возрастных  и психологических особенностей школьников. Часто происходит следующая ситуация: в силу того, что учитель старшей школы не знает программу начального образования, а учитель начальных классов не знаком с тем материалом, который изучается в 5 классе, адаптация обучающихся 5-х классов к обучению на втором уровне образования не всегда бывает успешной -  возникают трудности в обучении, что ведет к снижению не только знаний, но и учебной мотивации ребенка. Поэтому очень важно взаимодействие педагогов разного уровня образования между собой чрез методические объединения, методические и педагогические советы.

            Третий принцип – это принцип целостности, который предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Формирование этого принципа отражают современные учебники по математике, которые содержат задачи практической направленности. Так же формирование и проверку метапредметных умений наблюдаем в КИМах для сдачи ГИА-9 и ГИА -11.

            Четвертый принцип - принцип минимакса заключается в том, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на базовом уровне. Для выполнения этого принципа на уроках математики решаются задания, обеспечивающие выполнения стандарта, а так же задания повышенного уровня. Согласно ФГОС ООО в школах проводится внеурочная деятельность по пяти направлениям. Интеллектуальное направление позволяет организовать внеурочную работу по математике с одаренными детьми или ввести курс, обеспечивающий углубленное  изучение математики.

            Педагоги школы должны понимать, что обучение должно проходить в доброжелательной, спокойной обстановке, предполагающей ведение диалога между учителем и обучающимся – это и есть пятый принцип дидактики - принцип психологической комфортности.

            Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Такие задачи можно встретить в учебниках по математике как начальной школы, так и в 5-9 классах.

             Любой учитель знает, что образовательный процесс необходимо ориентировать на приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Это и есть седьмой принцип дидактики – принцип творчества. Данный принцип соблюдает и учитель математики на своих уроках, когда предлагает сделать макет фигуры, описать фигуру, не называя ее, то есть выполнить проектную работу или провести исследование.

             Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании  обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Думаю, что реализация модели системно-деятельностного подхода в рамках внедрения федеральных государственных стандартов на всех уровнях образования со временем принесет свои положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с рефор...

«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению математике в режиме ИКТ»

Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при к...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ГИМНАЗИИ

Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания.Поэтому, была по...

Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике.

Особенность ФГОС - их деятельностный характер.Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Также изменя...

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Приказ МАОУ «Средняя школа №8» об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"

МАОУ «Средняя школа №8»  Приказ об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...