Отчет о создании собственных презентаций и медиауроков.
учебно-методический материал

Добровольский Анатолий Андреевич

В предлагаемом материале изложеныв основные требования к созданию презентаций и медиауроков, а так-же мой собственный опыт по созданию презентаций и медиауроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

о создании собственных презентаций, медиауроков, их проведение.

     Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии. Но прежде, чем обратиться к ним, нужно спросить себя: а зачем? Зачем к данному конкретному занятию мне нужна презентация?

    Одна из самых веских причин – необходимость в дополнительной наглядности. Помним: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. 

     В связи с развитием информационных технологий, появлением прикладного программного обеспечения и проектора в настоящее время целесообразно использовать для сопровождения выступлений, докладов, защит мультимедийное сопровождение. Подготовка и показ иллюстративного материала в виде презентации сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.

          Под презентацией подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации, т.е. в общепринятом понимании презентация – это демонстрационные материалы для публичного выступления. Электронная презентация – это файл, в который собраны материалы выступления, подготовленные в виде компьютерных слайдов.

          К достоинствам электронной презентации можно отнести:

 последовательность изложения. При помощи сменяющихся  слайдов легко удержать внимание аудитории;

 возможность воспользоваться шпаргалками. Презентация это не  только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего - как расставить акценты, о чем не забыть;

 мультимедийные эффекты. Слайд презентации – это не просто  изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты;

 компактность и транспортабельность. Диск (флэш-карта) с  презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете.

          Мультимедийная презентация – это подготовка материала с использованием технических средств и программного обеспечения. Преимущества мультимедийной презентации заключаются в том, что она позволяет одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести новый материал в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

        Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. И лучше всего он выражается расхожей фразой: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», или даже прочесть.

        Английский термин "presentati n" в русском переводе означает "представление".

Презентация рассматривается как отдельная специальная часть процесса коммуникации, т.е. межличностная передача информации, основанная на обратной связи, с целью достижения необходимого результата.

Перед созданием презентации на компьютере важно определить:

 назначение презентации, ее тему – следует самому понять то, о чем вы собираетесь

рассказывать;

 примерное количество слайдов - их не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется;

 как представить информацию наиболее удачным образом;

 содержание слайдов;

 графическое оформление каждого слайда, единый стиль.

Этапы создания презентации

1. Планирование презентации

– определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

2. Составление сценария – логика, содержание.

3. Разработка дизайна презентации – определение соотношения текстовой и графической информации, введение анимационных эффектов, цветовая гамма.

4. Проверка и отладка презентации.

Требования к оформлению презентаций

1 Требования к содержанию информации:

 заголовки должны привлекать внимание аудитории; у каждого слайда должен быть заголовок;

 слова и предложения – короткие (тезисы, следует избегать перепечатывания текста доклада);

 временная форма глаголов – одинаковая;

 минимум предлогов, наречий, прилагательных (четкость изложения).

2. Требования к расположению информации.

 горизонтальное расположение информации;

 наиболее важная информация в центре экрана;

 комментарии к картинке располагать внизу;

 минимум анимации, которая отвлекает внимание, стараться избегать анимации «по щелчку». Если анимацию вводится, то она должна последовательно появляться на экране.

Анимационные эффекты не должны использоваться как самоцель. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто невозможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).

3 Требования к шрифтам:

 размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов;

 не более двух-трех типов шрифтов в одной презентации;

 для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть достаточно крупный. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом

иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и не крупнее), чем на экране компьютера.

4 Способы выделения информации.

 рамки, границы, заливка;

 различный цвет шрифта, ячейки, блока;

 рисунки, диаграммы, стрелки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст – белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить. При использовании фотографий в качестве фона, надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке.

5 Объем информации и требования к содержанию.

 на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений;

 ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Большие таблицы трудны для восприятия – лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц, выводами, таблицами с динамикой, отражающей темпы роста, прироста.

В презентации не рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, если конечно, оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет отвлекать внимание.

     Для создания презентаций наиболее простой и распространенной программой является

Pоwer Pоint, входящий в программный пакет Microsoft оffice. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, значительно повысив степень восприятия

предоставляемой информации аудиторией, обеспечив визуализацию информации в виде блок-схем, тезисов, маркированных списков. Презентация, подготовленная в Pоwer Pоint,

представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

      Использовать учебные презентации на занятиях можно при:

  • изучении нового материала,
  • закреплении новой темы,
  • проверки знаний.

 Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду последствий:

  1. происходит повышение уровня использования наглядности на занятии,
  2. увеличивается производительность занятия,
  3. устанавливается прочная межпредметная связь с информатикой,
  4. педагог, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

      Презентации я создаю и применяю при проведении открытых уроков (Изобретения радио А. С. Поповым) и внеклассных мероприятий (Интеллектуальное казино по физике), совместно с учениками при проведении проектно-исследовательской деятельности. Так, по физике в 8 классе были созданы и использовались при защите проектов презентации  "Виды теплопередачи в быту и технике" и "Исследование явления электризации тел", в 10 классе "Достижение отечественных ученых и конструкторов ракетной техники при запуске искусственных спутников Земли" и «Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике», по астрономии в 11 классе -  "Парниковый эффект - польза или вред"  

   Я, считаю, что активное внедрение ИКТ (в том числе медиатехнологий) в учебный процесс необходим, т.к. в настоящее время информатизация в области образования предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций, способствующих формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Медиаурок - одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП) Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

        Использование мультимедиа дает учителю возможность:

- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

- учесть индивидуальные особенности учащихся;

- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;

- увеличить объем выполненных на уроке заданий;

- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать;

- применять новые, эффективные технологии, формы и методы обучения;

- стимулировать свой профессиональный рост и наполнять портфолио необходимыми для аттестации достижениями.

учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы; - получение знаний в увлекательной и визуализированной форме;

- удовольствие от интереснейшего процесса познания;

- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием ошибок;

- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных информационных технологий;

- ММ – это отличная возможность для учащихся проявить свои творческие способности!

      Я систематически при проведении уроков физики и астрономии использую лицензированные видеоуроки от «Видеоуроки в Интернете». Кроме этого, мною был создан и проведен дистанционный урок по МХК «Шедевры классицизма в архитектуре России».

Информационные ресурсы: 

1.https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1667284088&tld=ru&lang=ru&name=51MNNPU19.pdf&text

2.https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19356

                                       Учитель физики                                                А. А. Добровольский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Создание собственного текста.

Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"...

Стендовый доклад к уроку развития речи"Создание собственного творческого продукта"

Создание собственного текста базируется на знакомстве с произведением И.А.Бунина"Осенью"(отрывок"Море").Работаем над темой,основной мыслью,ключевыми словами,лексикой,морфологией,фонетикой... тропами,ц...

Создание собственного предприятия во внеурочное время

Сложившиеся в стране рыночные отношения, новые подходы к образовательной деятельности подводят к пониманию о необходимости использовать  новые технологии, которые способствуют формированию ключев...

Доклад на областном семинаре «СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИНИ-САЙТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ www.Ns.portal.ru»

Доклад  на областном семинаре«СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИНИ-САЙТА  В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ www.Ns.portal.ru»Пункт 2.1.9. экспертного заключения звучит так: пу...

Методическая разработка: "Создание собственных "Лимериков"

Наличие строгой рифмы, определенного количества строчек и непременного неожиданного смыслового решения....

Создание собственного шаблона презентации

В презентации указаны этапы создания собственного  индивидуального шаблона презентации....