Методы и приемы поддержки детской инициативы при коррекции речевых нарушений
презентация к уроку
Методы и приемы поддержки детской инициативы при коррекции речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativa.pptx | 1.08 МБ |
podderzhanie_detskoy_initsiativy.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как поддержать детскую инициативу - создавать условия для свободного выбора вида деятельности; - выбора форм совместной деятельности; - принятия решений; - выражения чувств и мыслей
- легко может выбрать дело по своему желанию ; - подключиться к деятельности других; предложить интересное занятие для всех; ребенок легко инициирует игровые ситуации; легко развивает сюжет игры, используя знания, полученные из разных источников; инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, поддержкой свободы поведения и самостоятельности. Инициативный ребенок
С целью поддержки инициативы детей: - применяется разнообразный дидактический материал для речевого развития ; на занятиях создаются условия для свободного высказывания детей, речевого творчества; - положительный доброжелательный микроклимат занятий, позволяет каждому ребенку раскрыться.
М етоды и приемы : - беседы - вопросы - дидактические игры - чтение литературы - придумывание загадок - выполнение детьми придуманных движений в соответствии с речью - составление рассказа по сериям картин - составление рассказа по схемам детей - составление начала рассказа детьми - составление рассказов по серии картин с неожиданным финалом - детская выставка рисунков с последующим придумыванием сказки - создание детьми книжек-самоделок (с привлечением родителей)
Придумывание загадок
Составление рассказов по серии картин с неожиданным финалом
Составление рассказов по серии картин с неожиданным финалом
Предварительный просмотр:
Методы и приемы поддержки детской инициативы при коррекции речевых нарушений
Ребенок – деятель, стремящийся познавать и преобразовывать мир за счет возникающих инициатив. В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется в общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и пр.
Инициативный ребенок легко может выбрать дело по своему желанию, подключиться к деятельности других, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко инициирует игровые ситуации, легко развивает сюжет игры, используя знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, поддержкой свободы поведения и самостоятельности.
Можем ли мы охарактеризовать ребенка, имеющего ТНР как любознательного, изобретательного, свободно вступающего в диалог со взрослыми и детьми? Чаще всего ребенок-речевик не имеет стимула и желания говорить, его речь бедна и невыразительна. Он не имеет достаточных речевых средств, чтобы передать собеседнику свои впечатления, опыт. Объем знаний об окружающем у детей значительно сужен, как и круг их интересов. Стимул, желание говорить у детей снижено. Зачастую возраст любопытных «почемучек» дети проживают без той жажды узнать от взрослых новое, которая характерна для ребенка с нормотипичной речью. Даже получив самостоятельность в выборе вида деятельности дети не всегда могут ее использовать. Да и, собственно, самостоятельность невозможно рассматривать как вседозволенность и анархию. Самостоятельность предполагает культуру поведения, которую мы формируем у детей.
Развернутая, грамматически правильно оформленная, красивая речь – тот компонент, без которого проявить свои инициативы ребенку невозможно. Именно на логопедических занятиях специалисты шаг за шагом, по крупицам формируют, корригируют речь детей с ТНР. Надо сказать о том, что собственно логопедическая коррекция всегда предполагает достижение конкретных поставленных логопедом задач: поставить конкретный звук, научить ребенка осуществлять звуковой анализ или пересказывать текст с опорой на план. Но, научившись делать это на логопедических занятиях, ребенок переносит навыки и умения в жизнь, пользуется ими и в той деятельности, которая предполагает проявление инициатив ребенка. Например, в игре со сверстниками при разворачивании сюжета дети подготовительной речевой группы способны высказать свои замыслы, вступать в развернутые диалоги, вовлекать в придуманный сюжет других детей, оречевлять все свои действия – и все это результат целенаправленной коррекционной работы, которая была проведена с ребенком.
С целью поддержки инициативы детей в речевом развитии на занятиях создаются следующие условия:
- применяется разнообразный дидактический материал для речевого развития (многочисленные игры, предметные и сюжетные серии картин, пособия, которые в огромном количестве есть у каждого логопеда). Материал для занятий подбирается в соответствии с лексической темой м поставленным задачам, меняется, что не позволяет играм наскучить детям, поддерживает их интерес;
- на занятиях создаются условия для свободного высказывания детей, речевого творчества, дети участвуют в обсуждении, высказывают свои впечатления;
- дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применение пословиц и поговорок, образных выражений, которые дают пищу для ума, активизируют мышление, систематизируют жизненный опыт детей;
- положительный доброжелательный микроклимат занятий, позволяет каждому ребенку раскрыться.
Перечислю методы и приемы, которые возможно применять в целях пробуждения инициативности детей на логопедических занятиях. Они вам всем знакомы и используются вами:
- беседы
- вопросы
- дидактические игры
- чтение литературы
- придумывание загадок
- выполнение детьми придуманных движений в соответствии с речью
- составление рассказа по сериям картин
- составление рассказа по схемам детей
- составление начала рассказа детьми
- составление рассказов по серии картин с неожиданным финалом
- детская выставка рисунков с последующим придумыванием сказки
- создание детьми книжек-самоделок (с привлечением родителей)
Кратко остановлюсь на некоторых приемах. Придумывание загадок. В этом году связную речь детей мы с воспитателями и родителями формируем, применяя альбомы Н.Е. Арбековой. Альбомы предполагают упражнения на чтение и отгадывание загадок о предметах и объектах по опорным картинкам. Затем дети придумывают свои загадки, например про лису: это животное среднего размера, как собака; его тело покрыто шерсть как у… ,оно питается мышами как… . Некоторые дети после занятий с опорой на такие картинки-символы после занятий рисуют свою символику и придумывают по ней рассказы. Работа с символами-картинками дает большой простор для творчества как педагога, так и ребенка. Например, можно дать детям возможность выбирать описываемые признаки предметов и объектов. Интересно, что при таком выборе явно прослеживается гендерное расщепление: например, девочки склонны рассказывают о внешнем виде волка, а мальчиков больше интересуют его качества (сильный, хищный) и способы питания волка.
Вопросы. На занятиях почти всегда, как и вы, я задаю детям открытые вопросы, которые заставляют детей задуматься и придумать свой ответ. Например вчера, описывая зимующих птиц мы столкнулись с тем, что клювы у всех птиц разные. Сам собой возник вопрос «почему»? Напрягая свои речевые возможности, дети наперебой объясняли сами себе и товарищам, что клюв у клеста перекрещенный, потому что таким крестообразным клювом клест добывает орехи из скорлупы. Такие открытые вопросы полезны еще и тем, что позволяют определить уровень знаний детей по теме и точечно корригировать, дополнять недостающее.
Можно предложить детям придумывать свои ответы на вопросы, например:
- Что будет, если будут часто идти дожди?
- Что будет, если исчезнут все книги?
- Что будет если солнце исчезнет?
Составление детьми рассказов по картинам с неожиданным финалом. Это очень любимое детьми занятие. Я применяю серии из 3-5 картин, последнюю картинку всегда открываю после того, как детьми высказаны все предположения и составлены все детские рассказы. И почти всегда финал рассказа, придуманный и нарисованный художником неожиданный для детей, забавный, смешной. Вызывает бурю эмоций и чувств у детей от «как же мы не догадались» до «мой финал лучше».
Приведу еще один пример. В начале прошлого года, когда мои дети были в старшей группе, я попросила родителей выучить с детьми буквы для того чтобы иметь зрительную опору при играх и упражнения со звуками на логопедических занятиях и не вводить символы звука, а работать сразу с буквами. Примерно половина детей и родителей освоили буквы, небольшая часть детей научилась читать.
Надо сказать, что в основном дети проявили большой интерес к этому процессу. Те же, кто не смог выучить дома буквы достаточно негативно относились к самим занятиям с буквами. Моей задачей было создать интерес, я не опускала рук и играла с детьми в разнообразные игры, развивающие зрительное восприятие, игры с буквами. Хочешь играть с нами в интересные игры- запомни буквы, необходимые для этого. И даже у самых сложных в освоении грамоты детей интерес возник. Вы знаете, что дети-шестилетки очень любят подписывать свои работы, писать свое имя и имена домашних, короткие слова. Сейчас дети подписывают открытки и воспитатели поддерживают эту инициативу, подходят и просят помочь написать какое-то слово, на логопедических занятиях придумывают и собирают из пластмассовых букв слова. Т.о. мы, взрослые, создали поле детских интересов, стимулировали его. Возникшая инициатива – это росточек, который мы поддерживаем и помогаем вырасти, развернуться и окрепнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома
презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...
Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений
Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах
В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан для выступления на семинаре-практикуме...
Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо
Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...