ПРОЕКТ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМАТА "УЧЕНИК-УЧЕНИК"
методическая разработка

Виктория Анатольевна Земцева

Настоящая целевая модель наставничества      МАОУ СШ №58, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenik-uchenik.docx67.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя  школа №58

ПРОЕКТ  ЦЕЛЕВОЙ  МОДЕЛИ  НАСТАВНИЧЕСТВА В МАОУ СШ №58 ФОРМАТА «УЧЕНИК - УЧЕНИК»

                                               Автор: Земцева  Виктория Анатольевна, куратор    целевой модели наставничества

За каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций.  Это непосредственная передача живого опыта от человека к человеку, доверительные отношения, взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.

  1. Пояснительная записка.

         Настоящая целевая модель наставничества        МАОУ СШ №58, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование".

            В национальном проекте «Образование» значимая роль отводится методологии наставничества и подчеркивается ее значимость в создании условий для воспитания гармонично развитой и социально - ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Социальный заказ на наставничество среди обучающихся обусловлен тем, что наставничество работает на такую глобальную задачу, как успешность ребенка в жизни, как преодоление жизненных трудностей. Наставничество помогает и в решении ключевой задачи по достижению образовательных результатов в школе.

Муниципальное автономное бюджетное учреждение « Средняя   школа №58» г. Хабаровска находится в Краснофлотском районе в отдалении от остановок и центральных улиц. Если в 80-х годах 20 века завод Кирова являлся одним из передовых предприятий и и контингент школы формировался из детей его работников, то в конце 90-х годов он был ликвидирован. Большинство жителей района вынуждены были искать работу в других местах. Сейчас ученики школы представлены различными социальными группами, большая часть которых дети неблагополучных и малообеспеченных семей.

Свою роль играет и значительная удаленность школы от центра города и городских инфраструктур.  Обучающиеся МАОУ СШ №58 - дети из семей, разных по социальному статусу. Это и многодетные семьи, и неполные, и неблагополучные, где родители злоупотребляют алкоголем. Социальный паспорт школы: 1 ребёнок  - инвалид, 18 – опекаемые, 1 ребёнок находится в приемной семье, 100 многодетных семей, детей одиноких матерей -  63, неполных семей – 108, неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении – 15, малоимущих - 135,состоящие на учете в ПДН – 4, КДН – 18, ВШУ – 22. Дети с ОВЗ –  45 человек. Отмечается низкий СЭС семей, отсутствие запроса на образование, безнадзорность детей.  В то же время есть семьи, имеющие высокую мотивацию к получению их детьми качественного образования. И это заставляет задуматься о ресурсах и внутреннем потенциале педагогического коллектива, позволяющем справиться с вызовами внешней среды.

Проанализировав результаты обучения был сделан вывод, что низкие результаты обученности не только у детей «группы риска», детей находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ЗПР, но и других категорий обучающихся.  Есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство учебных и  воспитательных воздействий.

Сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально- экономическое и территориальное неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов. Решение данной задачи возможно при целевой модели наставничества, которая необходима для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся МАОУ СШ №58.  

Цели и задачи наставничества

Цель программы: оказание всесторонней помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными или социальными потребностями, создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Задачи программы:

1.Помощь в  развитии и реализации лидерского потенциала.

2.Оказание помощи в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.

3.Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.

4.Создание канала эффективного обмена личностным опытом.

5.Создание        комфортных        условий        и        коммуникаций внутри образовательной организации.

6.Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество -универсальная технология передачи опыта, знаний, формированиянавыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества -способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый -участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник -участник программы наставничества, имеющий успешный опыт вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор -сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества-система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества -система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг -проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции -способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор -специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник -выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты международного уровня.

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
  • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
  • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставления школы".

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные правовые акты МАОУ СШ № 58

  • Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 58».
  • Положение о наставничестве
  • Приказ о назначении кураторов
  • Приказ об утверждении модели наставничества
  • Дорожная карта

Задачи целевой модели наставничества МАОУ СШ № 58

  1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
  2. Разработка и реализация программы наставничества.

  1. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
  2. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  3. Осуществление персонифицированного учета обучающихся и педагогов, участвующих в программах наставничества.
  4. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
  5. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
  6. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели

наставничества,        в        формате        непрерывного образования.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

  1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  4. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  5. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  6. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  1. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора        образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  2. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
  3. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
  4. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  5. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
  6. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.

  1. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
  2. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Организационные основы наставничества

1.        Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

2.        Руководство  деятельностью  наставничества  осуществляет  куратор.

3.        Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.

4.        Реализация  наставнической программы  происходит через работу куратора с  двумя базами:

базой наставляемых и базой наставников.

5.        Формирование баз наставников и наставляемых   осуществляется   директором школы,

куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях обучающихся - будущих участников программы.

6.        Наставляемым могут быть обучающиеся:

  • проявившие выдающиеся способности;
  • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавшие в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющие проблемы с поведением;
  • не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

7. Наставниками могут быть:

  • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.

10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.

11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.

12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы.

 Реализация целевой модели наставничества.

1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик».

Вариации ролевых моделей внутри формы "ученик - ученик"   могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть: взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

2. Представление программ наставничества в форме «Ученик–ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете.

3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник-наставляемый.

  • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
  • Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

4.        Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.

5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

2.        Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

Обязанности наставника:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СШ №58 определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
  • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
  • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.

  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора

  • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

Права наставника:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
  • Получать  психологическое сопровождение.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

Обязанности наставляемого:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СШ №58 определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

Права наставляемого:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
  • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

 Механизмы мотивации и поощрения наставников.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+";
  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
  • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
  • Доска почета «Лучшие наставники».
  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.

Документы, регламентирующие наставничество

  • документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение о наставничестве в МАОУ СШ №58;
  • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
  • целевая модель наставничества в МАОУ СШ №58;
  • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ СШ №58;Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников;
  • Приказ  «Об  утверждении наставнических пар/групп»;
  • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества»

Система реализации целевой модели наставничества МАОУ СШ №58 

Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

  1. Куратор –  сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию

всего цикла  программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формы наставничества МАОУ СШ №58

Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.

Исходя из образовательных потребностей МАОУ СШ №58 в данной целевой модели наставничества рассматривается форма наставничества: «Ученик – ученик».

Форма наставничества «Ученик – ученик».

Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
  2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
  3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
  4. Оказание помощи  в адаптации к новым условиям среды.
  5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
  6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

  1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
  2. Повышение успеваемости в школе.
  3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
  4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
  5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
  6. Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.

  1. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Пассивный

Активный

Активный

ученик, обладающий  лидерским и организаторскими качествами,  тривиальностьюмышления.

Ученик,

демонстрирующий

высокие

образовательные

результаты.

Победитель школьных и

региональных  олимпиад

и соревнований.

Лидер класса или параллели,

принимающий  активное

участие в жизни школы.

Возможный участник

всероссийских

детско  – юношеских организаций

и объединений.

Социально или ценностно-дезориентированный

обучающийся

более низкой  по  отношению к наставнику

ступени,

демонстрирующий

неудовлетворительные

образовательные

результаты или проблемы

с поведением,

не принимающим

участие в

жизни школы,

отстраненный

от коллектива.

Обучающийся

с

особыми

образовательными

потребностями,

нуждающийся

в

профессиональной

поддержке   или

ресурсах

для  обмена

мнениями  и

реализации

собственных

проектов.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик»

Формы взаимодействия

Цель

Успевающий-неуспевающий

Достижение лучших образовательных результатов

Лидер - пассивный

Психо-эмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитие спортивных, творческих, коммуникативных, лидерских качеств

Равный-равному

Обмен навыков для достижения цели

Адаптированный-неадаптированному

Адаптация к новым условиям обучения

Таким образом, наставничество это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект – субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Модель «ученик – ученику» актуальна тем, что она обеспечивает обучающимся возможность работать непосредственно над своим исполнительством, подходить с учетом их индивидуальных особенностей, создавать благоприятные условия для дальнейшего развития существующих

талантов. Наставническая деятельность в сфере образования ориентирована на создание эффективной системы индивидуальной поддержки каждого ребёнка.

         В нашей школе пример успешного использования модели наставничества ученик-ученик можно увидеть в деятельности проекта "Сказке в рюкзаке" который представляет собой обучающую и практикоориентированную площадку для     приобщения  детей   младшего и среднего возраста   к культурному наследию народов ДВ, его литературному богатству - национальным сказкам, легендам, произведениям ДВ авторов.  Мобильный, компактный театр кукол помещается  в рюкзаке. При театре   организована детская студия, где учащиеся изучают национальные орнаменты, традиции и обряды жителей ДВ,  знакомятся с литературно-культурным наследием нанайцев, коряков, чукчей, эвенов и др. народов. Юные художники   создают кукол в национальных костюмах, декорации, реквизит. Дети-актеры   репетируют  и играют в спектаклях

Проект "Сказке в рюкзаке" начал свою работу в ноябре 2019 года. Основные критерии отбора наставников среди летей и подростков были:  

1. Профессиональная компетентность необходима, у наставника должны быть специальных знания и навыки.  

2. Авторитет  в классе необходим,   наставник должен выбираться из лидеров ученического  коллектива.

3. Исполнительская дисциплина важна для результата, Одна из функций наставника – подавать личный пример.  

4. Личное желание является одним из важнейших составляющих результативной наставнической деятельности. Иначе выбранный наставник будет считать наставничество обузой и негативно относиться к к своей обязанности.

5. Желание учить других детей необходимо, так как только при желании делиться опытом, умении доходчиво излагать информацию, умения быть толерантным возникнет положительная тенденция к результату.

6. Наставник должен регулярно общаться с наставляемым, уметь доступно доносить информацию. Коммуникативные способности наставника играют важную роль, так как при наставнической деятельности необходимо активное общение, инициатива, эмоциональный отклик на состояние партнёров общения.

7. Эмоциональная уравновешенность необходима и важна наставнику. Он должен уметь поддерживать оптимальное эмоциональное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.

8. Организованность важна, наставник  должен уметь расставлять  приоритеты распределять рабочее время и работать с большой нагрузкой..

Первый состав детей артистов (это были ученики 5 и 6  классов) давал выступления в начальной школе и среднем звене, а также в других школах Хабаровска. Это были спектакли, а также  элементы мастер-класса, музыкального мини-урока, игры, загадки народов  Севера. Активно взаимодействуя во время спектакля, артисты и зрители приобщались к многонациональному литературно-культурному наследию народов и ДВ,  знакомились с их традициями и обычаями. С помощью этого проекта воплотилась практика «Дети учат детей». Сначала это было  только в рамках классов среднего звена, затем свой опыт обучающиеся стали передавать ученикам начальной школы.

На первом уровне педагог обучает детей. Для начала необходимо дать знания ученикам - наставникам о возможностях развития своей личности и применении собственных способностей; наполнить их сердца чувством любви к выбранному делу и ответственности за результат его реализации; включить обучающихся в социально–значимую деятельность. На данном уровне педагог проявляет роль куратора модели наставничества, затем на втором уровне свой опыт обучающиеся   передают ученикам своего класса по принципу «равный-равному» и учащимся  начальной школы.

Детям не хватает живого общение со сказкой, поэтому они, просматривая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.

Чтение и просмотр сказок влияет на интеллектуальное развитие ребенка, обогащение его словарного запаса. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
        Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление, активную речь, внимание, умение связно выразить мысль, творческие способности и фантазию, все виды памяти, умение правильно использовать мимику. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору происходит вовлечение в пространство народной культуры.

  Этот вид деятельности предполагает взаимодействие социально-активного, более подготовленного, с определенным комплексом личностных качеств и компетенций, ученика – наставника.  

 Таким образом, ребята не только приобретают определенные знания, коммуникативные навыки, но и повышают свой статус среди сверстников, свои лидерские качества.  Вид наставнической деятельности «Ученик-ученик» может быть весьма эффективным. Так ребята 6а и 8б и 4б классов работая в сотрудничестве  показали более 50 спектаклей по народным легендам и книгам ДВ писателей - сказкам о народах Чукотки, Камчатки, Амура, Якутии, Сахалина, других мест региона в нашей школе и других детских учреждениях Хабаровска, составляли загадки и мастер-классы. Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Принимая участие в организации и проведении постановочных мероприятий, наставляемый  получит полезный жизненный опыт и знания, познакомится с многообразием мира сказок, развивает свои коммуникативные навыки и познавательные процессы, формирует умение осознавать особенности своей личности, приобщается к чтению книг. По принципу «равный-равному» ученики - наставники передают ученикам – наставляемым новую, интересную информацию, обучая других, обучаются сами, ведь детям намного легче понять позицию своего ровесника и раскрыться, нежели выразить свои сомнения взрослому человеку. Мобильный театр особенно важен для наших обучающихся, так как наша школа расположена на окраине г. Хабаровска, в частном секторе где большинство контингента составляют малоимущие семьи и дети находящиеся в группе риска, лишенные заботы и внимания родителей. Поэтому  сказка им поможет расслабиться, снять напряжение и справиться со своими проблемами.

Результативность практики показала, что ребята стали проявлять инициативу и ответственность за порученное дело, овладели навыками организаторской работы, научились планировать свою деятельность, повысилась самооценка учащихся и развитие творческих способностей.

Реализация наставничества очень успешна в 4 «Б» классе МАОУ СШ № 58.

     Наставничество в 4 «Б» классе реализуется в трёх основных направлениях.

  1. «Ученик – дублёр учителя».

      Любой желающий ученик, чаще всего, это сильные ученики, может самостоятельно освоить следующую тему урока (тему можно взять из Дневника.ру, или у учителя). Сообщает об этом учителю и самостоятельно изучает её и готовит сообщение или объяснение для всего класса. Учитель консультирует и корректирует его выступление. На уроке, на этапе объяснения нового материала, вместо учителя к доске выходит подготовленный ученик и объясняет всем ребятам новую тему. Так же принимает активное участие в опросе детей на этапе закрепления и рефлексии. На уроках ИЗО и технологии это мастер-классы.

  1. «Ученики – консультанты».

Успешные ученики, которые быстро осваивают новый материал по предмету, на уроке оказывают помощь ученикам, которым для усвоения необходимо более длительное время. Чаще всего это происходит во время самостоятельной работы. Ученики, верно выполнившие самостоятельное задание, показывают его учителю. Если всё верно, они ходят по классу и оказывают помощь более слабым ученикам, или тем, кто попросит помощи. Задача учеников консультантов не выполнить задание ЗА ДРУГОГО РЕБЁНКА, а проверить выполнение, увидеть ошибку и указать на неё учащемуся. Или показать логическое построение выполнения задания.

Ученики – консультанты:

По математике – Тургунов Бобоназар, Коноплина Снежана, Быков Владимир, Рындова Злата, Салин Владислав.

По русскому языку – Зокирова Шаббона, Коноплина Снежана, Алеева Анастасия.

По окружающему миру – Босоногов Павел, Зокирова Шаббона, Коноплина Снежана, Астафьев Алексей.

По литературному чтению – Алеева Анастасия, Босоногов Павел, Зокирова Шаббона, Коноплина Снежана.

По технологии, ИЗО – Ерещенко Евгения.

По физкультуре эти дети проводят строевую подготовку, разминку, стоят на страховке, руководят группами. Салин Владислав, Рындова Злата, Тургунов Бобоназар.

  1. «Товарищ – наставник».

Дети с ОВЗ и испытывающе трудности в освоении учебного материала, сидят за одной партой с сильными учениками – наставниками.

Ученики наставники во время урока оказывают помощь своим товарищам в учебной деятельности. Помогают ориентироваться в учебнике и тетради, поясняют задание, при необходимости. Привлекают внимание к уроку, если сосед легко отвлекается. Помогают в выполнении самостоятельных заданий.

Наставник Тургунов Бобоназар – Литвинова Анастасия (ОВЗ, 7.2)

Наставник Зокирова Шаббона – Быков Константин

Наставник Трубачёва Есения – Кулиева Дарья(ОВЗ, 7.2)

Наставник Рындова Злата – Голластиков Данил (ОВЗ, 7.2)

Наставник Салин Владислав – Таран Виктория (ОВЗ, 7.2)

Наставник Быков Владимир – Ерещенко Евгения

Наставник Босоногов Павел – Курикалов Кирилл

Наставник Коноплина Снежана – Ананьина Галина (нуждается в ПМПК).

 В 5 Б классе МАОУ «Школа № 58» в период 2020 – 2021 учебного года активно внедряется в воспитательную работу модель наставничества «ученик – ученик».

В период адаптации в среднем звене и для повышения успешности обучающихся классным руководителем была применена так называемая «Система звёздочек». Подобные формы сейчас активно развиваются на общероссийском уровне в проекте «Большая перемена» и называются «Дай пять».

Суть данной формы в объединении в небольшой коллектив нескольких человек с разными техническими возможностями, разным уровнем успеваемости в школе и разным уровнем мотивации. Данная группа входит в число таких же групп обучающихся, которые должны соревноваться между собой, помогая внутри группы друг другу решать различные интеллектуальные, технические и даже творческие задачи.

В конкретном 5 Б классе 20 обучающихся были разделены на 4 группы по 5 человек, так называемые «звёздочки». Перед каждой «звёздочкой была поставлена задача – набрать как можно больше баллов в течение определённого временного промежутка (четверти). Классным руководителем учитывалось всё: заполнение и ведение бумажного дневника, посещение занятий, опоздания, соблюдение школьной формы, дежурство в классе, выполнение учебной программы и участие в школьных мероприятиях. Дети активно включились в работу. Они поддерживали друг друга, помогали с выполнением тех или иных задач.

Поскольку в группы дети были объединены не по принципу «мой друг», то это ещё и помогло ближе узнать своих одноклассников, с которыми раньше общение было ограничено. Что примечательно, данная форма воспитательной работы не разобщила класс, а ещё больше сплотила его. Ведь перед детьми была поставлена цель выйти на более высокий образовательный, культурный и личный уровень. Работа в «звёздочках» помогла классу увеличить число обучающихся на «4» и «5» (2 человека в I четверти, 5 человек – в III четверти), а также подняться в общешкольном рейтинге (2 место в среднем и старшем звене). Родители класса также активно поддержали идею «звёздочек».

В дальнейшем планируется ввести в классе самостоятельное зачисление баллов. Это позволит обучающимся планировать, прогнозировать свои результаты и делать всё, чтобы они стали ещё лучше.

Это только некоторые модели эффективного внедрения модели наставничества в деятельность МАОУ «СШ №58». Конечно, мы не будем на этом останавливаться, а планируем увеличить количество обучающихся, вовлеченных в реализацию программы наставничества, в том числе в форме «ученик-ученик». Для этого в мае запланировано проведение ученической конференции, в ходе которой участники конференции более подробно познакомятся с программой наставничества, будет проведено еще одно анкетирование среди обучающихся для формирования потребностей и запросов потенциальных наставляемых, определены потенциальных наставники из числа обучающихся, и в последующем, сформированы новые базы данных наставников и наставляемых из числа обучающихся.

Таким образом, внедрение практик наставничества в образовательных организациях не должно стать принудительным, выдуманным, искусственным процессом. Необходимо выделить те проблемы обучающихся, которые оптимально и эффективно можно решить, используя методологию наставничества. Трек детского наставничества легко пересекается с брендом современного образования – выбором индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

В настоящее время в образовательных организациях, в той или иной мере, присутствуют элементы детского наставничества: старшеклассники помогают малышам в подготовке мероприятий, участвуют в организации культурно-досуговой деятельности, в том числе и на летних оздоровительных площадках, одноклассники «подтягивают» отстающих по различным предметам и др.

Внедрение целевой модели наставничества в соответствии с методическими рекомендациями систематизирует эту работу, позволит зафиксировать результаты программ наставнической деятельности, провести анализ неудач и достижений.

Список использованных источников

  1. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Смоленский областной институт развития образования»

СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА И ШЕФСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

  1. Методические рекомендации

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и образования А.Р. МАСАЛИМОВА Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая учебно-методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Проект "Целевая модель наставничества МБОУ ДО "ДДТ" п. Пурпе"

Настоящая Целевая модель наставничества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель настав...

Итоги внедрения целевой модели наставничества в МБОУ гимназии г. Советский

Проект «Внедрение целевой модели наставничества в гимназии» разработан в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех кажд...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ФОРМАТА "УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ"

Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; дей...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...