Итоги внедрения целевой модели наставничества в МБОУ гимназии г. Советский
методическая разработка
Проект «Внедрение целевой модели наставничества в гимназии» разработан в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта "Образование".
Цель проекта:
Целью внедрения наставничества в гимназии является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогов МБОУ гимназии г. Советский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_realizatsii_modeli_nastavnichestvo.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГИ
реализации муниципального проекта
«Внедрение целевой модели наставничества в МБОУ гимназии г. Советский» 2020-2021 уч. год
Лодягина И.В., заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии г. Советский
Проект «Внедрение целевой модели наставничества в гимназии» разработан в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта "Образование".
Цель проекта:
Целью внедрения наставничества в гимназии является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогов МБОУ гимназии г. Советский.
В ходе реализации проекта предполагалось:
- изучение эффективного использования форм наставничества как образовательной технологии в образовательной среде гимназии;
-развитие сети наставников в педагогическом сообществе;
- распространение лучших наставнических практик;
- помощь в адаптации и закреплении молодых специалистов на рабочих местах.
В ходе реализации мероприятий программы Наставничества
поставлены следующие актуальные задачи:
1) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
2) реализация и распространение программ углубленного изучения
предметов на базе гимназии;
3) развитие олимпиадного движения среди учащихся, проектной и
исследовательской деятельности;
4) Развитие современных компетенций у обучающихся посредством
оказания им образовательных услуг с использованием современных
методов и технологий;
5) формирование системы сетевого сотрудничества, создание и апробация сетевых форм сотрудничества с привлечением опыта других организаций
Внедрение Целевой модели наставничества НАПРАВЛЕНО на решение следующих проблем обучающегося:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;
- отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
- кризис идентификации, инфантильность, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
2.Участники наставничества.
Наставляемый - обучающийся общеобразовательной организации в возрасте 10-17(19) лет.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками.
Функции наставника могут выполняться педагогом-организатором, школьным психологом, учителем, классным руководителем, педагогом, обучающимся.
Наставники детей:
- выстраивают траекторию развития одарённого ребёнка;
- способствуют повышению уровня мотивации и творческой активности детей;
- побуждают к поиску уникальных решений;
- вдохновляют ребёнка на новое дело и участвуют в его реализации от планирования до воплощения идеи;
- осуществляют психолого-педагогическую поддержку.
Механизмы и инструменты наставничества
Механизмами и инструментами наставничества в паре «наставник –
одарённый ребёнок» являются:
- обучение и воспитание детей в процессе образовательной
деятельности; - разработка индивидуального плана поддержки и сопровождения
одарённого ребёнка с включением в него мероприятий популяризирующих творческие достижения детей, психологических тренингов, реабилитирующих и социализирующих мероприятий; - проведение просветительской работы в семье ребёнка и в его
социальном окружении.
3. Реализация целевой модели наставничества.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей гимназии в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества:
«Ученик – ученик»,
«Учитель – учитель»,
«Учитель – ученик».
Основные формы работы
Основными формами работы были индивидуальные: консультирование, планирование, наблюдение и совместный анализ уроков и мероприятий, совместное проектирование, совместная разработка методических материалов и изучение нормативных документов, неформальные встречи, рефлексия деятельности.
К групповым формам работы отнесены: подготовка и реализация группового проекта, проведение семинаров, групповые консультации, проведение профориентационной работы с наставляемыми, встречи в рамках Школы молодого педагога.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
∙ Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
∙ Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
∙ Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
∙ Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании.
по вовлечению в различные формы сопровождения и наставничества в течение 2020-2021 г.г достигнуты следующие промежуточные результаты:
Сформирована нормативно-правовая база наставничества:
- Утверждена Дорожная карта реализации целевой модели наставничества (ЦМН) в МБОУ гимназии г. Советский на 2020-2021 учебный год. Приказ 364 от 11.02.2020 «О внедрении целевой модели наставничества»;
- Реализуются следующие формы наставничества в
МБОУ гимназии г. Советский: «Учитель –учитель»; «Учитель-ученик»; «Ученик-ученик». - Утверждено Положение о целевой модели наставничества (ЦМН) МБОУ гимназии г. Советский. Приказ №193 от 22.05.2020 «Об утверждении локальных нормативных актов по реализации целевой модели наставничества в МБОУ гимназии г. Советский»
- Утверждена и реализуется Программа ЦМН МБОУ гимназии г. Советский на 2020 - 2024 г.г.
- Создан банк данных педагогов, наставников-тьюторов из числа педагогических работников МБОУ гимназии г. Советский.
- Реализуются мероприятия по внедрению целевой модели наставничества в сроки, установленные Дорожной картой.
- Проводится мониторинг и анализ наставнической деятельности для оказания своевременной помощи наставникам детей.
- Сформирована команда проекта, включающая группу наставников детей.
- Наставники детей:
- выстраивают траекторию развития одарённого ребёнка;
- способствуют повышению уровня мотивации и творческой активности детей;
- побуждают к поиску уникальных решений;
- вдохновляют ребёнка на новое дело и участвуют в его реализации от планирования до воплощения идеи;
- осуществляют психолого-педагогическую поддержку.
- Показатели оценки эффективности наставничества
Эффективность наставнической деятельности прослеживается через следующие показатели:
- количество наставников-педагогов
- количество наставляемых одарённых детей;
- динамика участия одарённых детей в конкурсных мероприятиях;
- динамика результативности участия в конкурсных мероприятиях.
- Программы наставничества реализуются на основании групповых и индивидуальных видов деятельности:
- включение школьников в волонтерское сопровождение мероприятий,
- организация участия в добровольческих акциях;
- разработка и реализация социальных проектов;
- организация профессиональных проб и профориентационной деятельности;
- организация ролевых игр/ситуаций
№ | Наименование | Проект/программа (оператор) | Роль наставника |
1. | Наставничество в ранней профориентации | Проект «Билет в будущее» (Молодые профессионалы) | Партнер в выстраивании профессиональной траектории обучающегося на основе более осознанного выбора профессиональной области деятельности |
2. | Развитие наставниками профессиональных качеств у молодых педагогов | Программа «Учитель будущего» | Партнер в выстраивании индивидуальной образовательной и профессиональной траектории |
3. | Наставничество в проектной деятельности | Программа работы с одаренными детьми | Лидеры проектов, модераторы, консультанты |
4. | Целевая программа наставничества | Программа «Наставничество» | Помощник в раскрытии потенциала наставляемого, партнер в выстраивании его индивидуальной образовательной и профессиональной траектории; инициатор улучшения показателей школы |
5 | Наставничество в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. | Программа работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. | Профилактическая работа и оказание помощи детям-сиротам и семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
Результаты работы:
- Интеллектуальная одаренность.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Для подготовки учащихся к олимпиадам используется индивидуальный подход, корректное выстраивание образовательной траектории развития для каждого участника олимпиады. Итоги предметных олимпиад свидетельствуют о сложившейся в последние годы системе подготовки учащихся, целенаправленной работе педагогов по выявлению и подготовке одарённых детей.
- По результатам проведения МЭ ВОШ статус победителя и призера получили 111 обучающихся гимназии (в 2019-2020 учебном году – 108 человек), что составляет 41,1 % от общего количества участников олимпиад.
В подготовке победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ приняли участие 34 педагога гимназии, из которых 12 педагогов подготовили трех и более победителей и призеров олимпиады, выполнивших олимпиадную работу на 40 % и более; еще 5 педагогов подготовили победителей олимпиады, выполнивших олимпиадную работу на 40 % и более.
По итогам участия в РЭ ВОШ статусы победителя и призера получили 5 обучающихся.
В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников статус призера завоевал 1 обучающийся по общеобразовательному предмету «Физическая культура».
Эффективность наставничества через динамику качества образовательных результатов обучающихся
Количество победителей и призеров муниципального этапа ВОШ из числа обучающихся профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов (10-11 класс) | Количество способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением | ||
2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год | 2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год |
Всего участников - 117 | Всего участников - 104 | 300 | 350 |
Из них победителей и призеров - 33 | Из них победителей и призеров - 45 |
- Спортивная одаренность. 2020-2021 г.г.
Спортивные мероприятия 2020-2021 г.г.
- Подготовка победителей и призеров муниципального и регионального уровня в спортивных состязаниях школьников «Президентские состязания» - 2 м. в региональном этапе (7 класс) в 2021 г.;
- «Президентские игры» - победители муниципального этапа 2021 г.;
- Фестиваль ГТО – команда гимназии - абсолютные чемпионы ХМАО-Югры в 2021 г.
- Профориентация. Наставничество реализуется также в рамках Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Реализация проекта «Билет в будущее» может повлиять на решение следующих проблем обучающегося общеобразовательной организации: отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
Наставляемый проходит на платформе проекта профессиональную онлайн-диагностику, участвует в профориентационных мероприятиях в очном и онлайн-форматах, реализуемых в рамках Проекта на базе площадок.
Результатом успешной реализации наставничества в проекте «Билет в будущее» является: формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации у учащегося.
Общие итоги реализации:
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
- Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
- Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
- Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
- Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом успешной реализации программ наставничества может являться:
- решение проблем, связанных с конфликтным, агрессивным поведением в школьном коллективе;
- решение проблем адаптации и социализации отдельных обучающихся;
- уменьшение процента обращений в школьную службу медиации и индивидуальных запросов к школьному психологу;
- рост процента обучающихся, вовлеченных в социально-значимую деятельность;
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в отдельных классах и/или у отдельных обучающихся;
- улучшение академических и конкурсных (олимпиадных) результатов по профилям обучения, количество участников олимпиад по профилям обучения, количество поступивших в ВУЗ (ССУЗ) по профилю;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов.
РИСКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ:
•короткие сроки подготовки наставников, сложности при самостоятельном планировании и оценке ими своей деятельности;
•возможный сдвиг сроков исполнения ключевых мероприятий программы наставничества из-за пандемии;
•низкий уровень заинтересованности работодателей в разработке программ наставничества;
•формальное отношение наставника, отсутствие материальных стимулов и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе
Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател...
Проект "Целевая модель наставничества МБОУ ДО "ДДТ" п. Пурпе"
Настоящая Целевая модель наставничества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель настав...
Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский
Описание модели внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский. Внутренняя система оценки качества образования Гимназии представляет собой совокупность органи...
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...
Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов. Тема: "Целевая модель наставничества МБОУ г. Мценска "Лицей № 5."
Наставничество -это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяю...
Отчет по внедрению целевой модели наставничества
Анализ о внедрении целевой модели наставничества....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья на тему:Система наставничества в школе...