Педагогические задания и задачи для молодого учителя
консультация
Для молодого специалиста представлены ситуации из общепедагогической практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_zadaniya_i_zadachi.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические задания и задачи
Использованная литература:
Сборник педагогических ситуаций и задач. Составители:
к.пс.н, доцент Т.А. Наумова, к.пед.н, доцент Е.В Мухачёва., к.пед.н., доцент А.Е. Причинин
Ситуация 1: «Испытание». В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.
Оценка: имеет место быть неизрасходованный заряд молодой здоровой злости: на себя, на молодость педагога.
Прогнозирование: Если молодой педагог будет постоянно срываться с плана урока на замечания этому учащемуся, то это будет подпиткой его вредности, и, в то же время, будет расти неуверенность молодого педагога в своей профессиональной компетентности.
Решение: педагог взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные учащиеся сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции педагога, учащийся перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.
Ситуация 2. Материальные ценности. На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его.
Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках
образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учащихся, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником или группой учеников.
Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА
Перед вами -ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.
Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил:
«Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
- «Вот тебе и на!»
- «А что тебе смешно?»
- «Ну, и ради бога!»
- «Ты что, дурачок?»
- «Люблю веселых людей».
6.«Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение
Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
- «Твое дело -учиться, а не учить учителя».
- «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
- «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
- «Тебе просто не хочется учиться».
- «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
- «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» -Какой должна быть реакция учителя?
- «Не хочешь -заставим!»
- «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
- «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
- «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
- «Не мог бы ты объяснить, почему?»
- «Давай сядем и обсудим -может быть, ты и прав».
Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» -Что должен на это ему ответить учитель?
- «Если честно сказать -сомневаюсь».
- «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
- «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
- «Почему ты сомневаешься в себе?»
- «Давай поговорим и выясним проблемы».
- «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». -Как нужно ответить ему?
- «Попробуй только!»
- «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
- «Это -твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
- «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
- «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
- «А что ты собираешься делать дальше?»
- «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
- «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Ситуация 6. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». -Как на это должен отреагировать учитель?
- «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
- «Да, я плохо себя чувствую».
- «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
- «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
- «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
- «Ты -очень внимательный, спасибо за заботу!» 7.
Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», -говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». -Как на это должен отреагировать учитель?
- «Перестань говорить глупости!»
- «Ничего себе, додумался!»
- «Может быть, тебе найти другого учителя?»
- «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
- «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
- «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». - Какой должна быть на это реплика учителя?
- «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
- «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!»
- «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
- «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
- «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
- «Излишняя самоуверенность вредит делу».
Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». -Что должен ответить ему на это учитель?
- «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
- «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
- «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
- «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе»
- «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
- «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?
- «Ну вот, опять!»
- «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
- «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
- «Я хотел (а) бы знать, почему?»
- «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
- «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 11. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» -Что должен на это ответить учитель?
- «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
- «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
- «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
- «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
- «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
- «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Ситуация 12. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». - Как на это должен отреагировать учитель?
- «Ну и что?»
- «Никуда не денешься, все равно придется».
- «Это глупо с твоей стороны».
- «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
- «Почему?»
- «Я думаю, что ты не прав».
Ответы на задания для самопроверки с выбором ответа
Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый | Выбранный вариант ответа и его | |||||||
номер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | — | — |
2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5* | — | — |
3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | — | — |
4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | — | — |
5 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 | 5 |
6 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 5 | — | — |
7 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | — | — |
8 | 2 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | — | — |
9 | 2 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | — | — |
10 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | — | — |
11 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | — | — |
12 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | — |
Примечание.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной по всем 12 педагогическим ситуациям, деленной на 12.
- Если средняя оценка выше 4,5 балла, то педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
- Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.
- И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности рассматриваются как слаборазвитые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задачи предложенные на семинар молодых учителей химии
В помощь молодому учителю...
Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...
Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...
«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя»
Выступление на тему:«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя» В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский...
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Эта статья вошла в сборник статей для II Межрегионального форума «Молодой профессионал Сибири»: «Будущее страны в руках тех, кто учит и учится». В ней рассказывается ...