Педагогическое сопровождение развития творческого мышления школьников
статья по литературе
Виды работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_razvitiya_tvorcheskogo_myshleniya_shkolnikov.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение развития творческого мышления школьников
В концепции модернизации системы Российского образования говорится о том, что современное образование должно быть ориентировано на решение перспективных задач, которые стоят перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Изменчивый мир обязывает готовить новые поколения в духе развития творческих инициатив, требует от выпускников образовательных учреждений умений переводить получаемые знания в инновационные технологии, обеспечить доступ к глобальным источникам знаний, иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, т.е. человека, способного проявлять активность в меняющихся условиях.
Необходимо в процессе обучения обеспечить развитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, что обусловливает его право на выбор собственного пути развития. Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов организации деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Становится принципиально важной такая организация обучения, при которой ученик является субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями.
Этой цели служит многоуровневое непрерывное креативное образование, призванное формировать в учебном процессе черты творческой личности обучающегося (креативность, духовность, интеллект, профессионализм, способность к саморазвитию, самодисциплине, самореализации) в процессе прохождения ее по всем уровням образования: дошкольные учреждения, школа, вуз, послевузовское образование.
Для педагогического коллектива любой современной школы, если действительно он хочет способствовать развитию каждой отдельной личности, необходимо создание в школе образовательной среды стремления к успеху, творчеству, высоким результатам, введение новой системы отношений и организация совместной деятельности с учащимися.
Для решения этой проблемы необходима организация творческого взаимодействия учеников и учителей и их творческое сотрудничество. Творческое сотрудничество мы понимаем как процесс взаимодействия учителей и учащихся в достижении общей цели. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.
В современных условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель при этом выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Первоначально данная перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально новые уроки и их дидактическое обеспечение.
Таким образом, в современных условиях развития образования, где на первый план выступает проблема развития личностных качеств ребенка, учителем ощущается острая необходимость выбора наиболее эффективных вариантов организации педагогического процесса.
Реализация личностно ориентированной парадигмы образования требует строить учебно-воспитательный процесс на основе субъект-субъектных отношений. Взаимодействие учителя и ученика приобретает при этом характер межличностного общения, предполагающего сотрудничество, взаимоуважение, благоприятный для всех участников учебного процесса эмоциональный фон. Учитель стимулирует и направляет деятельность учащихся, ставя реальные и посильные для каждого ученика цели, максимально используя учебный материал для интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития детей; при этом внутренний мир учителя по сути становится частью содержания образования. А еще точнее, наставничество, сотрудничество, сотворчество - это выход за пределы вербальной коммуникации с учеником-воспитанником на поле межличностных отношений, социокультурного и этноэкологического взаимодействия поколений.
В результате такого взаимодействия усиливается обмен информацией об используемых приемах интеллектуальной деятельности, творческого поиска. Таким образом, образовательная среда может стать своеобразным социокультурным инструментом, обеспечивающим условия и возможности становления и развития мотивационно-смысловой и интеллектуально-коммуникативной сферы личности ее субъектов в их совместной творческой деятельности.
Современный учитель, по мнению ряда ученых, должен быть специалистом по развитию ребенка в предметном обучении, владеющим коррекционно-развивающими технологиями обучения и технологиями развития одаренности и творчества, имеющим методологическую культуру (А.А. Касьян).
Работа по формированию творческого мышления начинается, как правило, с диагностики, цель которой – выявить общий уровень сформированности определенных качеств мышления у школьников и выделить их индивидуальные особенности. После диагностики должна начинаться систематическая работа по формированию креативного мышления, что осуществляется в процессе изучения учебных курсов.
При этом приоритетным направлением в деятельности учителей является развитие творческой активности учащихся, заключающееся в:
привитии учащимся интереса к предмету (пропедевтическая задача);
развитии творческих способностей и мышления у детей, интересующихся определённой сферой науки или деятельности;
овладении учащимися различными формами и видами учебной деятельности, которые, в конечном счёте, определяют способности школьника саморазвиваться и самообучаться, прививают самостоятельность в приобретении знаний и умений, развивают их творческую активность.
С целью формирования креативности школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении гипотез решения и их исследовании проявляется такая характеристика мышления, как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.
Педагогическая практика убеждает, что развитие творческой активности учащихся происходит более эффективно, если оно опирается на саморазвитие личности. Характерными особенностями творческой активности, по мнению многих исследователей, являются познавательная самостоятельность, овладение способами деятельности. Открытость новому позволяет творческим людям более полно использовать имеющуюся в их распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Важной чертой творческой личности является возможность действовать в условиях неопределенности.
Среди дополнительных возможностей, которые приобретает обучающийся, участвуя в системе различных форм творческого обучения, чаще всего выделяются следующие: умение выходить за рамки содержания и форм стандартного представления учебного материала; дополнительная возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений; возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других учащихся; поиск адекватной для себя творческой среды, образовательного пространства для реализации своих возможностей; возможность иметь несколько учебных планов, курсов, методик, помогающих выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Организация творческого сотрудничества при совместной работе над общей проблемой позволяют развиваться всем субъектам процесса, включая учителя, а возникающее при этом взаимопонимание способствует развитию творческих способностей каждого.
Эффективность сотворчества учеников и учителя должна определяться не только оценкой достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированностью личностных качеств учащихся.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, формами организации совместной деятельности педагогов и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции, консультации, практикумы, специализированные практики, лектории, спецкурсы.
Важной инновационной особенностью работы в классах гуманитарного профиля являются систематически проводимые профессорские опросы. Опросы проводятся один раз в год.
Профессорский опрос – оригинальная форма проведения итоговых занятий по определённо выбранной теме по литературе ().
Подготавливают материалы и проводят эти занятия профессора и доценты университета. Учитель не участвует в проведении аттестации. На таких уроках используются устные вопросы обобщающего характера. Оценки выставляются индивидуально. Продолжительность занятия два урока. В заключение урока проводится анализ ответов, делаются выводы.
Итоги профессорских опросов рассматриваются на заседаниях Педагогического Совета Лицея.
В целом проведение таких аттестационных занятий способствует усвоению материала учащимися, выработке умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, развитию речевых, мыслительных навыков, позволяет оценить качество приобретаемых знаний независимым образом, без участия учителя.
За последние три года было проведено три профессорских опроса в классе гуманитарного профиля по следующим произведениям:
-«Слово о полку Игореве»;
-А.С.Грибоедов «Горе от ума»;
-М.Горький «На дне».
На протяжении многих лет являемся руководителями творческих работ, создаваемых учащимися.
С 1999 года учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня. Сложилась определённая система исследовательской работы.
Эта система может быть представлена следующими направлениями:
1.Связь проектов с учебными темами, включёнными в программу( «Фразеологизмы», «Заимствованные слова», «Использование неологизмов»,
«Жизнь и творчество М.Булгакова»).
Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения.
Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.
Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение.
Темы работ сформулированы так, чтобы интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, ученик мог сказать «своё слово».
Например:
«Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек» и спектакль «Аленький цветочек» на сцене ТЮЗа»;
«Что за прелесть эти сказки. Опыт сравнительного анализа»;
«Имя Мария в русских народных сказках и в произведениях А.С.Пушкина»;
«Дети и война»(По рассказу В.Богомолова «Иван») и т.д.
У учащихся звучит «своё слово»,о чем свидетельствуют результаты выступлений.
Создавая творческие работы, детям удаётся максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность позволяет каждому проявить индивидуальность, приложить свои знания, принести пользу, публично представить плоды своего т руда. Получаемый результат имеет практическое значение.
Постепенно в процессе написания творческих работ и участия в конференциях, посещения консультаций, лекториев, спецкурсов, прохождении практикумов и практик происходит формирование разносторонних связей между учащимися, объединенными общими учебными интересами; учащимися и учителями, которые являются научными руководителями, рецензентами, членами жюри, что содействует успешному развитию творческой активности учащихся и вовлечению их в учебно-исследовательскую деятельность в рамках общеобразовательного учреждения.
Следовательно, для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации, включать их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"
Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей...
Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья
Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по...
Развитие творческого мышления школьников.
Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...
Развитие творческого мышления школьников.
Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...
Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников
Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....
Теоретический и практический аспекты развития творческого мышления школьников при обучении истории
Доклад посвящен проблеме развития творческого мышления обучающихся на уроках истории...