«ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНКУРСАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» (из опыта работы)
статья

Ворошнина Светлана Вячеславовна

Введение.

Основная часть:

Анализ работы педагога по подготовке обучающихся к конкурсам технической направленности

  • Конкурсы как способ развития детского технического творчества.
  • Повышение квалификации педагога в целях развития эффективности подготовки обучающихся к участию в конкурсах.
  • Алгоритм работы педагога в подготовке детей к конкурсам.

Заключение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedgostinnaya.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Центр детского творчества»

Сургутского района

«ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНКУРСАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

(из опыта работы)

Автор: Ворошнина Светлана Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

пгт Фёдоровский

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Основная часть:

Анализ работы педагога по подготовке обучающихся к конкурсам технической направленности

  • Конкурсы как способ развития детского технического творчества.
  • Повышение квалификации педагога в целях развития эффективности подготовки обучающихся к участию в конкурсах.
  • Алгоритм работы педагога в подготовке детей к конкурсам.

Заключение

Введение.

       Здравствуйте, меня зовут Ворошнина Светлана Вячеславовна, я – педагог дополнительного образования «ЦДТ».

       Сегодня я хочу представить Вам опыт своей работы по теме: «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНКУРСАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ».

В связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий и необходимостью обеспеченности экономики страны инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям, развитие детского технического творчества является актуальной задачей современной педагогики.

Основная часть.

Анализ работы педагога по подготовке обучающихся к конкурсам технической направленности

Конкурсы как способ развития детского технического творчества

Важным институтом развития детского технического творчества выступает современная система дополнительного образования.

Одним из направлений развития детского технического творчества является организация массовых мероприятий, среди которых особое место занимают конкурсы.

По отношению к проведению конкурсов детского технического творчества существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других обучающихся и педагогов. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.

При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоречива. Конкурсы объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

В рамках конкурсной системы за основу развития детского технического творчества мною были взяты следующие педагогические условия:

а) раннее вовлечение детей в разнообразные виды технического творчества;

б) учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

в) мотивация обучающихся в области технического творчества;

г)формирование устойчивого интереса детей к технике, к вопросам конструирования, робототехники и рационализаторства на основе посильности выполняемых работ;

д)сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся при организации непрерывного творческого процесса;

Создание вышеперечисленных педагогических условий позволило получить первые результаты. Обучающиеся объединения «Самоделкин» регулярно участвуют в различных конкурсах технической направленности, таких как «Робофест», «First Lego League», «Молодой изобретатель».

Конкурсная технология, применяемая в системе детского технического творчества, дает возможность инициировать процессы качественных изменений на индивидуальном, групповом, педагогическом и учрежденческом уровнях.

На индивидуальном уровне развитие детского технического творчества реализуется в рамках процессов обучения и воспитания обучающегося. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня предметных, метапредметных и личностных результатов:

- формирования навыков конструирования и программирования;

- развития умственных действий, направленных на поиск нестандартных приемов конструкторской деятельности,

- реализации новых технических идей;

- овладения навыками работы с инструментами и техническим оборудованием;

- формирования навыков целеполагания и планирования своего роста в области технического творчества,

- проведение рефлексии своих успехов и саморазвития через регулярное овладение новыми знаниями и умениями.

На групповом уровне развитие детского технического творчества реализуется через процесс развития группы обучающихся (командообразования), проявляющийся в формировании эффективной ролевой структуры, выдвижении лидеров, в овладении навыками группового мышления; в осознании целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности.  Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности совместной групповой деятельности в области технического творчества.

На уровне педагога развитие детского технического творчества реализуется через процесс совершенствования программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов дополнительного технического образования. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности совместной деятельности педагога-обучающегося и педагога-группы обучающихся в области технического творчества.

На уровне образовательного учреждения развитие детского технического творчества реализуется через процесс формирования определенной образовательной политики педагогической работы, апробации и внедрения инноваций в системе детского технического творчества, развития материально-технической базы. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности образовательного процесса в учреждении.

      Типичными   ошибками   педагогов   в   подготовке   обучающихся   к   конкурсам  

технической направленности могут быть:  

          не хватает четкости и уверенности в организации; 

  • некоторым   представленным   конкурсным   работам   не   хватает   технической    сложности, оригинальности и новизны дизайнерских решений;
  • сопроводительная документация предоставляется не в полном объеме, либо оформлена не совсем грамотно;

Важная   задача   организационно-методического   характера      это   составление   плана подготовки и плана проведения конкурса. 

Повышение квалификации педагога

 в целях развития эффективности подготовки обучающихся к участию в конкурсах

В октябре-декабре 2020 г я прослушала курс «Кружкового движения» НТИ «Как стать наставником проекта?». Этот курс помог мне повысить свою педагогическую компетентность в области проектной деятельности.

Курс «Как стать наставником проекта?» состоит из 9 модулей:

  1. Экосистема кружкового движения.
  2. Жизненный цикл проекта.
  3. Откуда берётся тема проекта.
  4. Специфика определения темы в проектах разных типов.
  5. Как подготовиться к запуску проекта.
  6. Инструменты и методики проектной работы. Организация процесса.
  7. Что такое результат проекта и как его готовить.
  8. Педагогический фокус в работе наставника.

               Результатом повышения моей педагогической квалификации стало создание исследовательского проекта «Бесконтактный антивирусный комплекс» обучающимся объединения по робототехнике, который в дальнейшем успешно принял участие в региональном конкурсе технической направленности «Молодой изобретатель» и научно-практической конференции «Эврика».

Алгоритм работы педагога в подготовке детей к конкурсам

  • Выявляю наиболее подготовленных, способных и заинтересованных детей.
  • Подбираю детей в пары, для совместной работы в команде.
  • Создаю команду, для подготовки к соревнованиям.
  • Работаю с родителями, для поддержки и подготовки детей к конкурсам и соревнованиям.
  • Планирую индивидуальную работу с детьми.
  • Тренирую навыки конструирования и программирования у детей.
  • Работаю над повышением уровня умственной и технической подготовленности обучающихся.
  • Формирую ситуацию успеха, поощрения, стимулирования.

Памятка по подготовке к конкурсу 

 1 этап:

1. Ознакомление с правилами и положением по конкурсу. 2. Просмотр информационной и технической поддержки по конкурсу. 3. Вывод. Формирование команды. 4. Известить руководство о намерении принять участие в конкурсе. 5. Подача заявки на конкурс. 

6. Приказ по учреждению о направлении Вас с командой на конкурс. 

 2 этап: 

1.Информирование и оповещение детей и родителей об участии в конкурсе. 

2.Ознакомление детей с техникой безопасности при проведении конкурса. 3. Подготовка документации, инструментов и материалов к конкурсу. 4. Подготовка и изучение теоретического материала к конкурсу, изготовление пробных 

работ под руководством педагога по теме конкурса. 5. Ознакомление детей с правилами конкурса, критериями оценки работ 

3 этап:

1. Сбор участников и сопровождение их до места проведения конкурса.

2. Регистрация участников на конкурс. 3. Выход на построение (эмблема, название команды, девиз). 4. Теоретическая часть (тестирование или викторина).

5. Практическая часть (подготовка рабочего места).

6. Координация участников своей команды.

7. Уборка рабочего места.

8. Сбор участников на построение для награждения.

               

Заключение.

За время своей профессиональной деятельности могу сказать следующее, для участия детей в робототехнических соревнованиях и конкурсах, важны не только знания и умения детей, но и правильная организация работы педагога в подготовке детей к конкурсам и соревнованиям. Роль педагога, разглядеть и раскрыть способность ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести его к достижению высоких результатов в робототехнических конкурcах и соревнованиях.

Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, память, он имеет более высокие по cравнению с большинством остальных интеллектуальные и мыслительные способности, имеет познавательную потребность, испытывает радость от работы с конструктором. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником конкурсов и соревнований по робототехнике.

Планируемый результатом работы является готовность детей  к очным и заочным робототехническим конкурсам, и соревнованиям на муниципальном, региональном, российском и международном уровнях. Участие в робототехническом движении, соревнованиях и конкурсах является приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждения, что позволяет повысить качественный уровень обучения, техническое и инженерное мышление у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.

В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Тезисы для публикации в сборнике статей «Развитие инженерного и технического образования (из опыта работы)» (г.Нижневартовск)

Тезисы для публикации в городском сборнике статей «Развитие инженерного и технического образования (из опыта работы)»: Формирование социально-трудовой компетенции как средство достижения метапредметны...

«Проведение воспитательных мероприятий с коррекционно-развивающей направленностью». (Из опыта работы)

Задача педагога - коррекция личностных свойств воспитанников, формирование у них системы умений и навыков для успешной социализации в обществе....